Уже до конца года в России может начать работу венчурный фонд поддержки перспективных проектов в сфере образования. Экспертом по вопросу инвестиций в этой области выступила группа компаний «Просвещение».
Реализацией этой инициативы совместно с Министерством экономического развития РФ занимается «Российская венчурная компания» (РВК). Уже объявлено о начале отбора управляющего товарища фонда. Результаты открытого конкурса будут обнародованы в сентябре. Предполагается, что фонд будет работать в форме инвестиционного товарищества и за пять лет инвестирует 7 млрд рублей примерно в 200 российских и зарубежных образовательных проектов, в том числе, в стартапы.
В поисках консенсуса
Венчурные инвестиции – относительно новый механизм финансирования российского образования. А намерение государства инвестировать в проекты, в которые изначально заложена вероятность потери вложений, – пример для отрасли уникальный. Эксперты инициативу государства объясняют тем, что качественный рывок в развитии образования сегодня является задачей национальной важности. Об этом, в частности, заявил инвестиционный директор РВК Алексей Басов. По его словам, у команды, которая выиграет конкурс, появится уникальный шанс принять участие в трансформации образовательной индустрии.
Но для того, чтобы средства из бюджета не были потрачены впустую и принесли свои плоды, управляющим необходима профессиональная экспертная поддержка участников образовательного рынка, считают специалисты. Большой вклад, в частности, могут внести крупнейшие игроки на рынке образовательных продуктов и услуг.
Свой взгляд на концептуальную основу деятельности венчурного фонда и его перспективы уже представила группа компаний «Просвещение». По словам президента компании Михаила Кожевникова, главное, в чем сегодня нуждается российское образование – это консенсус, без которого невозможно развитие. «Все зиждется на трех китах, — сообщил руководитель «Просвещения». – В первую очередь, это инфраструктура, которая должна соответствовать используемым технологиям». Второй «кит», по его словам, это педагоги, которые обеспечивают образовательный процесс. В качестве третьего элемента Кожевников обозначил образовательный контент, который должен быть грамотно выстроен и настроен на результат, необходимый ученику, региону и работодателям. Крайне важно, по словам президента группы компаний «Просвещение», определить критерии оценки качества образовательного процесса. Еще одной важнейшей задачей, по его словам, является создание непрерывной системы предпрофессиональной и профессиональной подготовки, которая предполагает налаживание постоянного взаимодействия между школами, ВУЗами и работодателями.
Начало положено
Стоит отметить, что многие комплексные решения уже активно внедряются в практику. В частности, к ним относится система предпрофессиональной подготовки в школах, когда старшеклассники выбирают профили обучения и, соответственно, получают возможность углубленного изучения отдельных дисциплин. Или, например, учебно-методические материалы группы компаний «Просвещение»: они доступны на портале «Московская электронная школа» и уже сейчас содержат весь цифровой контент, соответствующий современным требованиям.