Голова лошади, «поцелуй смерти», тот самый красный кардиган… Кинотрилогия «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы подарила нам просто невероятное количество моментов, которые составили целый культурный пласт. В этом году исполняется 50 лет с выхода первой картины трилогии, и нам кажется, что сейчас самое время отдать дань памяти этому бессмертному шедевру. Мы собрали для вас 10 лучших сцен из «Крестного отца» по версии издания Empire, от которых и спустя полвека кровь стынет в жилах. Отложите дела, приготовьте себе каннеллони и — погрузитесь в невероятную атмосферу одного из лучших фильмов всех времен.
10. Последний разговор Майкла (Аль Пачино) и Вито (Марлон Брандо), часть I
Иногда тихие и камерные сцены оказывают большее воздействие на зрителя, чем перестрелки. Этот замечательный тет-а-тет между уходящим Доном и его наследником наполнен грустью: обратите внимание на реплики, брошенные как бы между делом («Я люблю пить вино больше, чем раньше») — и вы быстро ощутите ту степень сожаления и тоски, которая овладела этими двумя мужчинами. Однако больше всего заметна грусть Вито: он осознал, что его мечты о том, что Майкл станет успешным политиком и будет работать по закону, не оправдались, и теперь его сыну придется принять семейный бизнес. Цикл продолжается. А Коппола метафорично расставляет актеров в разные углы кадра: один смотрит в прошлое, другой — в будущее.
9. Смерть Фредо (Джон Казале), часть II
Неизбежная смерть Фредо наступает в самом конце второй части, в тот же самый момент, когда Хаймана Рота (Ли Страсберг) убивают в аэропорту, а Фрэнки Пять Ангелов (Майкл В. Гаццо) вскрывает вены у себя в ванной. Но финал Фредо, хоть и остается за кадром, все же получился самым душераздирающим. Фредо, сидящий в рыбацкой лодке, тихо читает «Радуйся, Мария» и ждет, когда клюнет рыба. Камера приближается, позволяя лишь мельком увидеть ствол пистолета за его спиной, но сам роковой момент мы не видим. Вместо этого план меняется и показывает нам Майкла, который смотрит на воду и с сожалением опускает голову, когда раздается звук выстрела.
8. Дверь закрывается, часть I
Казалось бы, никаких тебе пуль в голову, удавок или лошадиных голов в постели, но как же много сообщает нам одна простая сцена, которая по сути своей жестока и без лишней крови. Терпеливо стоя рядом с Майклом на протяжении всего фильма, наблюдая, как он становится все более и более отстраненным, холодным и скрытным, Кей (Дайан Китон) понимает, что больше не может этого выносить. «Это правда?» — спрашивает она мужа о совершенном убийстве. «Не спрашивай меня о бизнесе!» — резко отвечает тот, но все же позволяет в последний раз задать этот вопрос, лишь для того, чтобы солгать и заключить Кей в свои змеиные объятия… Она облегченно улыбается, выходит из комнаты и видит, как к Майклу приходят люди, которые называют его уже «доном Корлеоне», после чего дверь в кабинет закрывается, и она понимает, что не достучится до своего мужа уже никогда…
7. Смерть Сонни (Джеймс Каан), часть I
Никто не хочет умирать в пункте пропуска. Тем более так, как это случилось с Сонни. Спеша домой, он попадает в засаду, из которой просто невозможно выйти живым. В этой шокирующей и жестокой сцене Коппола делает все, чтобы мы прочувствовали чуть ли не каждую пулю, ранящую Сонни, который, корчась и извиваясь в агонии, умирает ужасной смертью прямо у нас на глазах. Стрельба продолжается безжалостные 25 секунд, и когда, казалось бы, все уже кончено, один из гангстеров еще и бьет уже мертвого Сонни ногой по лицу. Господь милосердный…
6. «Я верю в Америку…», часть I
Мрачная и очень интимно снятая начальная сцена «Крестного отца», в которой заламывающий руки гробовщик Бонасера (Сальваторе Корситто) умоляет дона Корлеоне о справедливости, идеально раскрывает нам одного из главных персонажей фильма. Время от времени поглаживая своего кота, Дон не только демонстрирует степень своей власти, но и указывает на кодекс чести, по которому он живет («Мы не убийцы»), а также то, что всю свою империю он построил даже не на деньгах, а на уважении.
5. Вито (Роберт Де Ниро) выслеживает и убивает Фануччи (Гастоне Москин), часть II
Этот момент дает толчок восхождению молодого Дона к статусу криминального авторитета. Нам показывают, как Вито преследует Фануччи по крышам во время многолюдного уличного фестиваля, наблюдая, как тот скользит сквозь толпу, являясь довольно легкой мишенью из-за белоснежного костюма. После Вито прячется на лестничной клетке, закутывает пистолет в полотенце и ждет свою жертву. Фануччи поправляет лампочку, видит своего убийцу. Выстрел в легкое, еще один — в лицо, и на наших глазах зарождается новый криминальный гений…
4. Голова лошади, часть I
Легендарная сцена, один из символов всей трилогии и, конечно же, «предложение, от которого невозможно отказаться». Поскольку советник Вито Том Хаген (Роберт Дювалл) не смог убедить босса киностудии Джека Вольца (Джон Марли) дать паршивому актеру Джонни Фонтейну (Аль Мартино) роль в фильме, Вольц просыпается и находит обезглавленную голову любимой лошади у себя под одеялом. Залитые кровью простыни, крещендо Нино Рота и истеричный крик Вольца, который мы слышим даже снаружи его особняка. Намек понятен: не связывайтесь с Корлеоне.
3. Крещение, часть I
В кровавой кульминации первого фильма мы наблюдаем за стремительным погружением Майкла во тьму. Крещение мальчика в большой и залитой светом церкви перемежается кадрами мужчин, которые к чему-то готовятся: поднимаются по лестнице, надевают полицейскую форму… По мере того, как звуки плача ребенка и органной дисгармонии нарастают, мы начинаем понимать, что вот-вот произойдет нечто ужасное. Пока Майкл снова и снова отрекается от Сатаны, его приказы исполняются с хладнокровной безжалостностью, и главы мафиозных семей, которые осмелились противостоять ему, отправляются на тот свет. Так, некогда добросердечный мальчик Майкл Корлеоне официально стал тем, кого больше всего боялся его отец.
2. «Я знаю, что это был ты, Фредо. Ты разбил мне сердце», часть II
Одна из самых эмоциональных сцен «Крестного отца» происходит во время шумной новогодней вечеринки в Гаване. Пока все вокруг веселятся и танцуют, Майкл подходит к своему своенравному брату Фредо, говорит ему пару слов, а затем целует в губы и говорит: «Я знаю, что это был ты, Фредо. Ты разбил мне сердце». Фредо тут же понимает, что это был «поцелуй смерти», il bacio della morte. Ошеломленный, он лишь тщетно пытается вырваться из рук брата, но все же прекрасно осознает, что дни его сочтены. Как и многие другие моменты «Крестного отца», эта сцена стала частью массовой культуры и множество раз повторялась и пародировалась в кино. С тех же пор имя «Фредо» ассоциируется с «Иудой». Ну или с Лэндо Калриссианом, тут уж кому что ближе.
1. Майкл стреляет в Солоццо, часть I
Ресторан Louis, скромная закусочная, расположенная в Бронксе, со старомодным туалетом, за которым спрятан пистолет для Майкла. Он все никак не может достать его, нервничает и чуть не срывается, но все же вовремя берет себя в руки, находит ствол, поправляет прическу и выходит в зал. Когда Майкл возвращается за стол к Солоццо (Аль Леттьери) и продажному копу Маккласки (Стерлинг Хейден), нам показывают 30-секундный крупный план его лица: глаза бегают из стороны в сторону, пока он набирается смелости, чтобы сделать то, что должен. И сопровождается все это не штампованной тревожной музыкой, а грохотом поезда. Итальянский без субтитров — и вот уже мы не понимаем, что происходит, и чувствуем себя такими же дезориентированными, как и Майкл. А когда от нервов становится совершенно невыносимо, он встает и стреляет. И с этой секунды душа Майкла Корлеоне оказывается потерянной навсегда.
Источник: Empire
Источник