Для человека, чья жизнь проходит на глазах у публики, Мэтт Дэймон ведет себя на удивление спокойно. «Я женат, у меня есть дети, и я не участвую в скандалах, — говорил актер в 2015-м. — Не думаю, что делал что-либо, чтобы создать какую-то ауру таинственности вокруг себя». Так и есть: в течение всей карьеры при выборе ролей Дэймон проявлял прагматичность, предпочитая работу с уважаемыми режиссерами рисковым проектам. Актер ни разу не снимал фильм сам, только выступал в роли соавтора сценария. На протяжении всей карьеры Дэймон демонстрировал ум и рассудительность, прислушивался к мнению других, а предпочтение отдавал только солидным, крепким проектам, в успех которых верил сам. В итоге Мэтт Дэймон построил довольно консервативную карьеру — скупую на яркие образы, но с чередой добротных ролей.
Лучшие фильмы Дэймона наглядно демонстрируют диапазон его таланта. Актер снимается в кино уже 30 лет, и в его фильмографии нет ни одной роли, с которой был он не справился. Он настоящий профессионал. В честь 50-го дня рождения актера Lostfilm публикует топ-10 фильмов с участием Мэтта по версии издания Vulture.
«Спасти рядового Райана»
Роль Дэймона — рядового, ради спасения которого команда Тома Хэнкса рискует жизнями — небольшая, но ключевая в оскароносном фильме Стивена Спилберга. Именно на этого персонажа ложится весь эмоциональный груз картины. И Дэймон отлично справился с этой ролью, показав обычного солдата, который не требует к себе особого отношения и предпочитает продолжить воевать плечом к плечу с соотечественниками вместо возвращения домой. Дэймон подошел к работе над образом с максимальной серьезностью, несмотря на то, что его персонаж присутствует только в нескольких сценах.
«Ложное искушение»
В фильме, снятом Робертом Де Ниро, Дэймон сыграл вымышленного агента ФБР, стоявшего у истоков основания Центрального разведывательного управления США. Фильм рассказывает предысторию организации и является неким размышлением о том, что значит хранить секреты всю свою жизнь и чего это может стоить герою и его семье. Дэймон сдержан и безэмоционален настолько, насколько это возможно, но за этой маской зритель все равно видит душевные муки героя, которые прорываются наружу в кульминационной сцене.
«Ford против Ferrari»
Роль Дэймона в фильме Джеймса Мэнголда не главная — в конце просмотра персонаж Кристиана Бэйла оставляет больше впечатлений — но и в ней есть свои хитросплетения. Актер сыграл бывшего чемпиона автогонок, который ныне завершил карьеру, но пытается привести команду Ford к победе в гонке «24 часа Ле-Мана». Именно Дэймон балансирует на грани таких тем, как искусство и коммерция, совершенствование и превращение творения в товар. Игра актера трогает за душу, и в конце становится понятно, что это не просто спортивный фильм, а олдскульное кино о сентиментальном герое. Благодаря Дэймону лента никого не оставляет равнодушным.
«Одиннадцать друзей Оушена» и сиквелы
Мэтт Дэймон уже был звездой, когда его пригласили принять участие в «Одиннадцати друзьях Оушена». Его заслуга в фильме — то, как охотно он уступает лучшие сцены и важные моменты двум старшим коллегам по цеху — Джорджу Клуни и Брэду Питту. Все относятся к его персонажу, как к ребенку, и Дэймон им подыгрывает. Его Лайнус такой же преступный гений, как и остальные участники ограбления, но держится в амплуа стажера. Игра Дэймона здесь легкая и забавная, актер прекрасно вписывается в общую атмосферу и наслаждается этим.
«Умница Уилл Хантинг»
Эту оскароносную драму можно назвать утомительной и надуманной, но игру Дэймона невозможно недооценить. Актер исполнил роль Уилла Хантинга — простоватого парня со скрытым талантом к математике — которому необходимо примириться с собственным прошлым. Фильму не удалось избежать клише, но Дэймон верит в порядочность своего персонажа: Уилл совершал ошибки, но глубоко внутри остается хорошим человеком. Мальчишество Дэймона нигде не проявляется так хорошо, как в этой картине. Как бы резок и груб ни был Уилл, Дэймон своей игрой дает понять, какие внутренние беды привели к такому поведению. Фильмы о проблемных юношах не редкость, но Дэймон и Уилл Хантинг служат столпами этого жанра.
«Отступники»
Дэймон редко играет плохих парней — он слишком добропорядочный для типичного отрицательного персонажа. Тем забавнее было наблюдать за ним в роли злодея в оскароносном криминальном триллере Мартина Скорсезе. Дэймон сыграл Колина — полицейского, работающего на бостонскую мафию. Что особенно потрясает в этом образе, так это полная противоположность персонажу в фильме «Умница Уилл Хантинг». Уилл — трудный ребенок, сохранивший доброе сердце, а Колин, напротив — приятный снаружи парень и гнилой человек внутри. В этой картине Дэймон хорош не только из-за смены шаблона ролей, но и благодаря взаимодействию со звездными коллегами. Как бы ни был крут Дэймон как самостоятельный актер, лучший результат ему удается показать именно в тандеме. При этом Мэтт ни капли не теряется на фоне Джека Николсона и Леонардо ДиКаприо.
«Идентификация Борна» и сиквелы
После «Умницы Уилла Хантинга» карьеру Дэймона нельзя было назвать успешной. Но так было только до 2002 года, когда актер нашел свою франшизу про Борна и доказал, что может сыграть героя экшна. Природная скромность пришлась кстати в роли парня, который приходит в себя посреди океана и не знает ни кто он, ни где находится. Дэймон вызывает глубокую симпатию, поэтому осознание, что персонаж является высококлассным и безжалостным киллером, становится настоящим шоком. Актер продолжил успех двумя неплохими сиквелами: «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». Какое-то время эта франшиза даже считалась лучшей в своем жанре, но с фильмом 2016 года стало понятно, что накал страстей уже не тот.
«Марсианин»
Во многих смыслах Марк Уотни в «Марсианине» — воплощение всего , что делает Дэймона кинозвездой. Герой умен, смекалист, хитер, но в то же время привлекателен, серьезен и решителен. Марк — тот парень, которому трудно не сопереживать. Сегодня «Марсианин» уже выглядит немного устаревшим из-за воспевания американской изобретательности и гимнов науке. Но если опустить эту особенность, то в историю легко поверить. Подобный уровень игры обычно ожидаешь от кого-то типа Тома Хэнкса, и такая роль несомненно является одной из самых впечатляющих работ в карьере Дэймона.
«Информатор!»
«Он одновременно и протагонист, и антагонист этого фильма, — сказал однажды Дэймон о Марке Уитакере, разоблачителе из уморительной черной комедии Стивена Содерберга. — Все ситуации, в которых он оказывается, герой создал сам, и тем не менее у него доброе сердце». На первый взгляд фильм мог стать чем-то вроде продолжения картины «Свой человек», рассказывая о том, как Уитакер придает огласке сомнительную деятельность своей компании. Но вместо этого зритель получает историю от крайне ненадежного рассказчика с биполярным расстройством, который не может разобраться в себе. Здесь Дэймон демонстрирует нервную улыбочку, которую зрители еще не видели в других фильмах, а полный отступлений закадровый комментарий Уитакера создает лабиринт, из которого не выбраться ни зрителю, ни самому герою. Из-за бодрого настроения «Информатора!» понадобится некоторое время, чтобы понять, насколько печальный этот фильм на самом деле. Дэймон сделал внутреннюю борьбу Уитакера душераздирающей, и в то же время показал, каким чудовищно смешным может быть человек с искаженными представлениями о самом себе.
«Талантливый мистер Рипли»
Чем дольше длится карьера Дэймона, тем более явным становится его вечное амплуа хорошего парня: даже в роли плохиша актер остается очаровательным. Когда вспоминают лучшие фильмы 1999-го, потрясающую экранизацию книги Патриции Хайсмит часто обходят вниманием. В фильме Энтони Мингеллы Дэймон исполнил роль молодого мошенника, который знакомится с ловеласом Дики (Джуд Лоу) и его невестой Мардж (Гвинет Пэлтроу). «Мы хотели показать человечность Рипли, — сказал однажды Дэймон. — В книге это ужасный, расчетливый человек, но я и Энтони постарались сделать так, чтобы герой никем не манипулировал, а всегда поступал из соображений честности. Он верит в то, что происходит с ним, и в тот мир, который создал вокруг себя». Однако это не изменяет того факта, что герой — психопат, который отчаянно хочет быть кем-то другим. Дэймон показал качества, которые до этого скрывал от камеры, и сделал Рипли одновременно печальным и пугающим. На экране Мэтт обычно прямолинеен, но здесь актер заигрывает с более странной и темной стороной своей добродушной персоны. Бесспорно, Дэймону удалось передать человечность персонажа, но так же успешно актер показал и его зловещий характер. И даже 20 лет спустя его игра по-прежнему впечатляет.
Источник: Vulture