Точка кипения. «Американскому психопату» — 20! | IiNews

В этом месяце исполняется 20 лет фильму «Американский психопат» Мэри Хэррон, снятому по роману Брета Истона Эллиса. Кристиан Бэйл исполнил в нем одну из своих лучших ролей — харизматичного, самовлюбленного, не в ладах с головой яппи с Уолл-стрит образца 80-х. Патрик Бейтман одержим музыкой, стилем, диетой, физическими упражнениями и во многом напоминает сегодняшних достигаторов из инстаграма. И то, что на первый взгляд кажется черной, очень черной комедией, стало в свое время символом критики молодых людей, любой ценой стремящихся к успеху.

Изначально экранизацией заинтересовался Джонни Депп, затем к проекту в качестве режиссера был прикреплен Дэвид Кроненберг, а студия Lionsgate сочла, что лучшей кандидатурой на главную роль станет Леонардо ДиКаприо, поскольку Бэйл на тот момент был недостаточно знаменит. К счастью, сменившая Кроненберга Мэри Хэррон решила, что мальчишеский образ Лео, сформированный его главными хитами 90-х, может обернуться мискастингом, и настояла на Кристиане.

«Вы только представьте всю эту фан-базу из пищащих 15-летних девочек, которые увидели бы своего любимчика в образе психа с топором? Нет, это было совершенно невозможно. Пусть все думают, что я сошла с ума, но это мой фильм. Я согласилась его снимать только в обмен на полный контроль над процессом», — объясняла Мэри. Похоже, она стала единственным режиссером в истории, отказавшимся работать с Лео. В результате мы получили уникальное кино, подарившее зрителям хороший заряд бодрости тогда и имеющее такой же освежающий эффект сегодня.

По сюжету, Патрик Бейтман ударно трудится на Уолл-стрит, проводя свободное время в модных клубах и ресторанах в компании своей невесты или таких же целеустремленных друзей, а на досуге хладнокровно убивает людей безо всякого сожаления и раскаяния. Одной из кульминационных точек развития его карьеры психопата становится история с визитной карточкой коллеги. Когда выяснится, что все в офисе считают визитку Пола Аллена (Джаред Лето) лучше, чем его, Патрик пригласит партнера к себе домой, сделает музыку погромче и зарубит бедолагу топором. Сложно сказать, смог бы он дослужиться до какой-то крутой должности у себя в конторе, зато как кровавый убийца герой Бэйла оказался весьма успешен. Избегая спойлеров, скажем, что скриншот сцены, где голый Патрик бежит за своей знакомой, размахивая бензопилой, мог бы неплохо украсить его резюме.

Позже партнеры Кристиана Бэйла по сцене с обсуждением визитных карточек в один голос утверждали, что уже в тот момент им было понятно: прямо сейчас они снимаются в чем-то, что сто процентов станет культовым. А Хлоя Севиньи, сыгравшая в фильме секретаршу Джин, рассказывала, что даже обижалась на Бэйла: «Я была тогда совсем еще неопытной актрисой и вообще не понимала, что это за метод такой. Пыталась общаться с ним как к Кристианом, а он, оказывается, был в образе Патрика и вел себя со мной просто ужасно. А я-то думала, я ему просто не нравлюсь или, может, он считает меня плохой актрисой».

Когда Бэйл получил от Мэри сценарий, он даже не знал, о чем там идет речь. Не читал он и книгу, только слышал споры вокруг нее и требования запретить. «Но когда я прочел сценарий, меня просто разрывало от смеха, — вспоминает актер. — Не уверен, такого ли эффекта ожидала Мэри, но тем не менее я ей позвонил и сказал следующее: "Возможно, вас это оскорбит, но давайте расставим все точки над "и": это один из самых смешных и нелепых сценариев, что я видел". И она ответила: "Бинго! То что надо. Пожалуйста, вылетайте скорее на встречу со мной"».

На прослушивании, которое проходило в доме Мэри, они с Кристианом все никак не могли закончить читку одной из ключевых сцен, поскольку оба постоянно срывались на хохот. Правда, перед этим постановщице пришлось увести дочь в другую комнату, дабы не нанести урон детской психике. «Денек был летний и теплый, окна у нас были нараспашку, — вспоминает Хэррон, — а мы все репетировали и репетировали сцену с убийством Пола Аллена. Страшно представить, что в тот момент думали про меня мои соседи…». По словам Мэри, больше всего ей понравилось в видении Кристиана то, что он не считал Патрика крутым, как и она. Другой актер на его месте сыграл был Бейтмана как крутого парня, но только не Бэйл, Бэйл уловил суть. И даже потом заявился в образе своего героя на ужин с Бретом, чем изрядно нервировал писателя весь вечер, настолько реалистично это выглядело.

Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Сандэнс» и разделила критиков на два лагеря: одни сочли работу Хэррон великолепной, другие воротили от нее нос. В числе последних оказался даже Кевин Смит. В тот вечер он должен был ужинать с соавтором сценария Гвиневер Тернер, но отказался от встречи, сославшись на то, что не смог ничего приготовить. Только спустя годы он признался, что был не готов обсуждать с ней премьеру, поскольку всеми фибрами души возненавидел этот фильм. Однако прошло время, Кевин пересмотрел «Американского психопата» по кабельному и позвонил Гвиневер сообщить, что безоговорочно признает его гениальность.

Сегодня можно сказать, что «Американский психопат» выдержал испытание временем и прочно укрепился в статусе классики. Он также ознаменовал начало карьеры Бэйла как одного из самых талантливых американских актеров современности. С тех пор Кристиан создал множество выдающихся и разноплановых образов, но Патрик до сих пор остается чистым совершенством. Во многом благодаря тому, что вместе с ним мы проникли в сознание психопата. Закадровое повествование и до мельчайших деталей проработанный характер стали нашим билетом в голову Бейтмана. Мы прочувствовали весь его нарциссизм, жажду крови, неудержимое желание причинить этому миру боль своими руками, и, что самое главное, мы прониклись его отчаянием от неспособности быть личностью.

Неважно, сколько человек он убил и убивал ли вообще. Важно то, что Патрик Бейтман стал олицетворением мрачного поворота истории для всех, кто считал себя символом успеха. Его главным преступлением является жадность и нежелание внести хоть какой-то позитивный вклад в общество. И да, он ничем не отличается от своих коллег: все они сексисты в дорогих костюмах, одержимые сами собой, и чем занято их свободное время, лучше себе даже не представлять. А Бейтман просто стал той кастрюлькой, с которой сорвало крышечку.

Сам автор романа говорил, что был лично знаком с такими Патриками Бейтманами и, конечно же, критиковал их образ мыслей. «Все, что у них было в жизни, всегда было завязано на деньгах, — сокрушался он. — Жадность считалась чем-то естественным и нормальным, таков был дух той эпохи. А я как раз на тот момент являлся молодым человеком, который отчаянно боролся с идеей взросления. Я не хотел быть взрослым в таком обществе. Ну куда это все могло привести?.. Конечно, многие не поняли сатиры в книге, но я всегда знал, что смогу достучаться хотя бы до части своих читателей. Хотя среди моих знакомых до сих пор есть такие, которые и спустя десять лет так и не смогли дочитать роман до конца».

Если говорить о жанровой принадлежности, «Американский психопат» — это, конечно, блестящая социальная сатира, воплощенная в жизнь бешеной энергетикой Бэйла. Вряд ли кто-то другой смог бы соединить в одном образе такую холодность и остроумие, ярость и безысходность. Это фильм, который до сих пор цитируется и при каждом просмотре открывает зрителю новые детали и новые смысловые пласты. Определенно, и через еще 20 лет «Американский психопат» будет обладать все той же мощью. Если, конечно, мы за эти годы не пересмотрим значение понятия успеха…

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !