Они утверждены приказом Министерства культуры РФ, зарегистрированным вчера в Минюсте. «Вестник АТОР» выяснил, насколько данные типовые формы можно изменять с учетом специфики турпродукта, и насколько они будут полезны игрокам туристического рынка в России.
Вчера в Минюсте России 13.04.2017 под номером № 46358 зарегистрирован приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31.10.2016 № 2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком».
Согласно приказу ведомства, признан утратившим силу предыдущий приказ Минкультуры от 04.07 2016 года «Об утверждении примерной формы договора о реализации туристского продукта». Вместо «примерных форм» приказ вводит 2 «типовые формы» договора о реализации туристского продукта — для договора между туроператором и туристом и между турагентом и туристом, соответственно.
В Министерстве Культуры РФ «Вестнику АТОР» пояснили, что данные типовые формы являются обязательными для туроператоров и турагентов в части соблюдения существенных условий договора. Однако дополнять их в части конкретизации каких-либо специфических свойств турпродукта разрешается — как путем внесения изменений в текст договора, так и путем создания отдельных приложений к договору с туристом.
Руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова в своем комментарии подчеркивает, что новая типовая форма договора будет прежде всего хорошим подспорьем для турагентов: используя ее, турагент теперь может твердо рассчитывать на то, что его договор с туристом полностью соответствует всем основным требованиям, сформулированным в последней редакции 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».
«Возможность для турагентов и туроператоров вносить в договор не противоречащие действующему законодательству и не нарушающие существенные условия договора изменения, касающиеся специфичных черт турпродукта, его потребительских свойста, необходима для бизнеса. В АТОР неоднократно подчеркивали, что создание единой обязательной и строго стандартизированной формы для столь индивидуально определяемого сервисного продукта, как туристский продукт, невозможно, поэтому отрадно, что надзорные органы в сфере туризма разделяют наше мнение.
Тем компаниям, которые не имеют возможности привлекать на постоянной основе юриста к составлению и проверке договоров, новые типовые формы, безусловно, облегчат работу и минимизируют проблемы при проверках», — считает г-жа Ефремова.
Кстати о проверках: в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не раз отмечали, что при проверках туристических компаниях большое внимание уделяют тексту договора о реализации турпродукта.
Для надзорного органа важно наличие в договоре существенных условий, указанных в законе «Об основах туристской деятельности в РФ», и отсутствие норм, ущемляющих права потребителей. В противном случае компания может быть оштрафована.
С введением типовых форм договора, вероятно, Роспотребнадзору будет проще проводить проверки и выявлять нарушения в договорах с потребителями — считают эксперты АТОР.
С Приказом и типовыми формами можно ознакомиться здесь.
Источник