О ком вы в первую очередь думаете, когда слышите фразу «лучший актер современности»? Дэниэл Дэй-Льюис? Леонардо ДиКаприо? Бенедикт Камбербэтч? Мало у кого с этим статусом ассоциируется Сэм Рокуэлл. А ведь отдельные его работы отличаются такой эмоциональной глубиной, которая многим его коллегам и не снилась. И заметьте — Сэм не ограничивает себя в выборе ролей. Ему одинаково легко покорился и высокобюджетный Голливуд, и уютный мир инди-кинематографа, и комедия, и драма. Даже в сольном перформансе, находясь на Луне один на один с самим собой, Рокуэлл отжигал так, что мама не горюй. Сегодня этой звезде без приставки «супер» исполняется 50, и у нас есть суперповод вспомнить, за что мы любим Сэма и почему он все-таки должен быть прописан в пантеоне гениев.
На серьезных щах
За плечами у Сэма Рокуэлла много комедийных ролей, и если их последовательно изучить, можно заметить, что он не из тех, кто относится к себе слишком серьезно. Наоборот, с абсолютно серьезным лицом он говорит и творит всякую ересь, глядя на которую, невозможно скрыть улыбку. Он не стесняется быть на экране глупым и напыщенным, самоуничижительным и саркастичным, в общем, с самоиронией Рокуэлл на ты. В отличие, кстати, от вышеупомянутых великих, которым подавай драму на разрыв аорты, иначе вроде как несерьезно.
Одной из первых главный ролей Сэма Рокуэлла был Гай Флигман из фантастической комедии «В поисках галактики», пародирующей культовый «Звездный путь». Гай — типичный «краснорубашечник», единственная функция которого — быть убитым. По сюжету, бывшие и уже всеми забытые звезды сериала «Протектор» попадают в реальное космическое приключение. Попадает в него и Гай, постоянно переживающий, что никто из коллег по съемочной площадке его не помнит. И вообще, все они дико бесят его своим высокомерным поведением и приступами звездной болезни, при этом сам Флигман, оказавшись в по-настоящему опасной ситуации, начинает дико паниковать, полагая, что и тут его пустят в расход первым. В итоге в какой-то момент Гай все же проявляет мужество и становится одним из главных членов космического экипажа. Неудивительно, что вскоре актер получил роль в «Ангелах Чарли». И несмотря на то, что широкая публика помнит Сэма главным образом по ним, а также по «Зеленой миле» и «Луне 2112», сам он называет «В поисках галактики» любимым проектом в своей фильмографии.
Сальери для супергероя
И поскольку роль в «Ангелах Чарли» оказалась гораздо более мясистой и питательной, а ее злодейская сущность наложилась на разыгравшийся актерский аппетит Рокуэлла, наш сегодняшний юбиляр поживился ей по полной. После чего, разумеется, на него посыпались предложения изображать всяческих антагонистов. И самым амбициозным из них оказался контракт на роль Джастина Хаммера — бизнес-соперника Тони Старка из второго «Железного человека». Хаммер, считая себя умней и талантливей конкурента, делает все возможное, чтобы дискредитировать Тони и создать собственный суперкостюм. Сэм Рокуэлл, который при подготовке к роли вдохновлялся Сальери из «Амадея», не удержался и щедро отсыпал комедии и в этот образ, но даже такого Джастина Хаммера легко перевести в реальную жизнь — на его месте можно представить любого торговца оружием. Словом, Сэм с легкостью оседлал буйную марвеловскую лошадку, не растеряв при этом ни грамма своего обаяния и укрепившись в статусе разнопланового актера.
Просто фантастика!
Есть в карьере Рокуэлла одна картина, в которой он настоящая суперзвезда. Более того, почти все лестное, что можно о ней сказать, относится именно к игре исполнителя главной роли. И это «Луна 2112». В дебютной работе Дункана Джонса есть небольшой момент, где на экране появляется жена главного героя, и есть голос Кевина Спейси, в остальном же этот психологически тяжелый и сбивающий с толку фильм держится исключительно на Сэме. Причем со своей задачей актер справляется с какой-то возмутительной легкостью, как будто даже не уронив ни капли пота.
В то время как большинство научно-фантастических кинолент стремятся к тому, чтобы своими спецэффектами снести крышу кинотеатра, «Луна 2112» за счет игры Сэма напрочь сносит крышу зрителю. По сюжету, после двух лет полной изоляции на Луне астронавт Сэм Белл мечтает вернуться наконец домой, но все идет наперекосяк после аварии, и вскоре главный герой узнает о себе нечто запредельно жуткое. И если вы не знакомы с этой лентой, стоит узнать главный сюжетный твист непосредственно при просмотре, а не из статьи. В общем, Сэм Белл на Луне — это Сэм Рокуэлл в своей лучшей трагикомической форме, где он чувствует себя как рыба в воде, а зритель — как на эмоциональных американских горках. А еще это, без сомнения, один из тех случаев, когда лишь какой-то нелепой случайностью можно объяснить отсутствие имени Сэма Рокуэлла среди номинантов на «Оскар». К слову, даже хэштег #SamRockwellOscar появился именно после выхода «Луны 2112», а не «Трех билбордов».
Профессиональный вор и психопат
Сэм Рокуэлл — профессиональный вор. Он постоянно крадет сцены у своих более звездных коллег практически во всех фильмах, куда его заносит. Например, в трагикомедии «Дорога, дорога домой» он сделал это с Эллисон Дженни, Стивом Кареллом и Тони Коллетт, сыграв веселого, болтливого наставника-раздолбая для мучительно взрослеющего неуклюжего подростка. А если режиссер какой-то картины разрешает Рокуэллу еще и станцевать в кадре, тут уж и вовсе держите его семеро. Он один из самых пластичных актеров в Голливуде и за его пределами, и за просмотром танцевальных сцен из фильмов с Сэмом или вечерних телешоу с его участием можно приятно убить пару часов своего времени.
Еще одна примечательная веха в карьере юбиляра — экранизация «Удушья» Чака Паланика. Фильм был не особо успешным, надо полагать, потому, что все ждали от него второго «Бойцовского клуба», но Сэм со своей способностью прятать за смехом глубокую драму и здесь оказался как нельзя кстати. Технически это комедия, но если копнуть глубже, «Удушье» схватит вас за горло размышлениями о секс-зависимости, насилии над детьми, проблемах пожилых людей и разного рода экзистенциальных заморочках.
Президент всех жанров
Диапазон таланта Сэма Рокуэлла широк как река Днепр, до середины которого, как известно, долетит редкая птица. Он одинаково органично смотрится и в ролях совсем уж странных чуваков вроде нарциссичного президента всея Галактики по имени Зафод Библброкс, и в черных комедиях Мартина МакДоны в качестве одного из психопатов, рассуждающего о Ганди, клиниках по лечению ЗППП и ирландском алкоголизме. Одной ногой Сэм Рокуэлл стоит на берегу драмы, другой — на комедийном, но чаще всего он выделывает причудливые коленца где-то посередине и определенно заслуживает большего внимания со стороны кинопродюсеров.
Сам актер как-то в шутку сказал, что его карьера похожа на загробную жизнь, имея в виду, что многие его фильмы обрели настоящий успех лишь спустя какое-то время. На счастье, в 2017 году эту гнусную традицию переломили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Фанфары оглушили Сэма Рокуэлла сразу после премьеры, а следом за шумихой прилетел и заслуженный «Оскар».
Впереди у Сэма Рокуэлла неплохой задел: в конце этого года мы увидим его в образе Джорджа У. Буша в фильме «Вице-президент», затем он сыграет нациста в «Кролике Джоджо» Тайки Вайтити, но самым многообещающим для карьеры нашего юбиляра выглядит телевизионный байопик хореографа Боб Фосси, где Сэм будет танцевать в паре с Мишель Уильямс.
В одном из интервью он признался, что думает о себе как об актере-ремесленнике: «У меня есть некоторый талант, и я много работаю над собой, но я не из тех, которые, как Брандо или Пачино, поцелованы Богом». Что ж, Сэм, если Бог тебя и не поцеловал, то без дружеской пятюни точно не обошлось…