По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2007 году было учреждено празднование Собора святых, в Вятской земле просиявших. Оно совершается ежегодно 8 (21) октября, в день памяти преподобного Трифона Вятского. Этот праздник в честь своих небесных покровителей Вятская епархия обрела к 350-летнему юбилею. По предложению митрополита Вятского и Слободского преосвященнейшего Хрисанфа, в собор вошли преподобные Трифон Вятский, Леонид Устьнедумский, Стефан Филейский, Матфей Яранский, святой блаженный Прокопий Вятский, исповедник Виктор — епископ Глазовский, священномученики Михаил Тихоницкий, Николай Подьяков, Виктор Усов, Анатолий Ивановский и Прокопий Попов, архимандрит Александр (Уродов) — исповедник, мученица Нина Кузнецова. Собор Вятских святых – это один из наиболее молодых праздников Русской Православной Церкви.
Этот праздник в честь своих небесных покровителей Вятская епархия обрела к 350-летнему юбилею, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом.
Собор Вятских святых является одним из молодых праздников
Содержание:
Собор Вятских святых является одним из молодых праздников
Собор Вятских святых это и день памяти преподобного Трифона
Преподобный Трифон основатель монастыря на Вятке
Перед смертью святой Трифон оставил завещание всем христианам
Прославление собора Вятских святых
Удивительный Вятский край – это земля, прославленная подвигами многих святых и угодников Божиих. Его широкие просторы украшены величественными монастырями и великолепными храмами: Успенский Трифонов мужской монастырь, Спасо-Преображенская девичья обитель, Троицкая церковь в селе Макарье в стиле «петровского барокко», Екатерининский кафедральный собор в городе Слободском – вот лишь краткий список духовных сокровищ древней Вятки.
По предложению митрополита Вятского и Слободского преосвященнейшего Хрисанфа, в собор вошли преподобные Трифон Вятский, Леонид Устьнедумский, Стефан Филейский, Матфей Яранский, святой блаженный Прокопий Вятский, исповедник Виктор — епископ Глазовский, священномученики Михаил Тихоницкий, Николай Подьяков, Виктор Усов, Анатолий Ивановский и Прокопий Попов, архимандрит Александр (Уродов) — исповедник, мученица Нина Кузнецова. Собор Вятских святых – это один из наиболее молодых праздников Русской Православной Церкви.
Собор Вятских святых это и день памяти преподобного Трифона
Он родился в далеком архангельском селе, в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он почувствовал призвание к монашеской жизни и потому, когда родители решили женить его, тайно ушел из дома в город Устюг, где жил, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он перешел в городок Орел, и единственным пристанищем там стала для него церковная паперть.
Холод, голод, насмешки и издевательства — через все это прошел он с поистине христианским смирением и покорностью. Монашеский постриг с именем Трофим принял он в Пысковской обители на Каме от игумена Варлаама. Он не пропускал ни одной службы и усердно нес послушание в монастырской пекарне, порой изнуряя себя непосильным трудом. Будучи строгим подвижником, преподобный Трифон носил власяницу и тяжелые вериги.
Даже после тяжелой дневной работы он не прекращал своих духовных подвигов и все ночи проводил в молитвах. Чтобы разогнать сон, он обнажал до пояса свое тело для комаров и мошек. Питался только хлебом и водой. Так один из самых молодых монахов стал примером для всей братии, которая удивлялась его смирению, терпению, послушанию и любви.
Преподобный Трифон основатель монастыря на Вятке
А когда он тяжело заболел и в течение сорока дней не мог ни есть, ни пить, ему явился Святитель Николай и, исцелив, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел в безлюдные места к устью реки Мулянка. Остяки и вогулы, жившие там, были язычниками, и преподобный Трифон обратил их в христианство. Потом он отправился к реке Чусовой и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
8 (21) октября – это и день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского. Велик подвиг преподобного Трифона, неизмеримо его ревностное служение Господу. Душа его жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Главным делом всей его подвижнической жизни стало основание монастыря на Вятке.
Сюда пришел он по велению Божию. Но не сразу вятские жители поверили ему, показав равнодушие к строительству монастыря. И Господь вразумил их. С Успения Пресвятой Богородицы и до Ее Рождества на Вятке шли проливные дожди. И вот в ночь на Рождество Свое Она явилась одному из вятских жителей и сказала: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, почему же ныне забыли свое обещание? Строитель, данный вам Богом, скорбит и в молитвах непрестанно просит об этом Господа, а вы презираете его. Если же ныне не исполните Моего повеления, постигнет вас гнев Божий».
В тот же день после праздничной литургии в городе прошел крестный ход на место будущей обители, была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Так началась история Успенского Трифонова монастыря.
Ни на день не оставлял великий подвижник свои иноческие подвиги, много трудился, был великим молитвенником за землю Вятскую и ее жителей. Много скорбей, незаслуженных обид и оскорблений пришлось перенести ему. Все он принял с христианской покорностью, со смирением, без ропота.
Перед смертью святой Трифон оставил завещание всем христианам
Святой оставил завещание всем нам: «Собранное о Христе стадо – отцы и братия! Послушайте меня грешного. Молю вас: Бога ради и Пречистыя ради Богородицы имейте духовную любовь между собою и друг друга не осуждайте. Келейные молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять. Аще кое и дело есть, бежи в церковь Божию на пение духовное…И Бога ради, по моем животе меня грешного не забывайте, но поминайте всегда и сами от Бога поминовены будете».
Святой отошел ко Господу 8 (21) октября 1612 года. Перед смертью преподобный Трифон принял схиму. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, подвижник скончался. Когда монахи пришли в его келью, она была исполнена благоухания, лицо его сияло, а с тела сами собой спали вериги.
Ученики преподобного Трифона Вятского шли в разные города и села Вятской губернии, неся людям свет веры Христовой, а его завещание стало духовным наставлением многим поколениям православных христиан. Переселившись в небесные обители, преподобный не оставил своим заступлением монастырь и город, ставший для него родным. Основанная им обитель стала духовным центром Вятского края.
По молитвам Трифона Вятского множество подвижников, исповедников, мучеников Христовых восстали на Вятской земле, прославив ее. А по-тому в день памяти преподобного Трифона, 21 октября, совершается празднование в честь Собора всех святых, в земле Вятской просиявших.
«Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости». Кондак, глас 3.
Прославление собора Вятских святых
Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии и прославляемых в нем угодников Божиих:
Прп Трифон Вятский († 1612, память 8 октября)
Блж. Прокопий Вятский († 1627, память 21 декабря)
Прп. Леонид Устьнедумский († 1654, память 17 июля)
Прп. Стефан Филейский († 1890)
Сщмч. Николай (Подьяков), прот. († 1918)
Сщмч. Прокопий (Попов), прот. († 1918)
Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. († 1918)
Сщмч. Виктор (Усов), свящ. († 1918)
Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. († 1918)
Прп. Матфей Яранский († 1927)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский († 1934)
Мц. Нина (Кузнецова) († 1938)
Присп. Александр (Орудов), архим. († 1961, память 14 августа, 5 сентября)
1. Тропарь собора Вятских святых
Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа Тропарь отцов, глас 8: Препросла?влен еси?, Христе? Бо?же наш,/ свети?ла на земли? отцы? на?ши основа?вый/ и те?ми ко и?стинней ве?ре вся ны наста?вивый,// Многоблагоутро?бне, сла?ва Тебе?. Кондак отцов, глас 6: ?Иже из Отца? возсия?в, Сын неизрече?нно/ из Жены? роди?ся, сугу?б естество?м,/ Его?же ви?дяще, не отмета?емся зра?ка изображе?ния,/ но, сие? благоче?стно начерта?юще,/ почита?ем ве?рно./ И сего? ра?ди и?стинную ве?ру Це?рковь держа?щи,// лобыза?ет ико?ну вочелове?чения Христо?ва.
Проповедь о Христе, свидетельство о Христе всегда связаны с уровнем собственной религиозности проповедующего, потому что ничто не убеждает так, как личный опыт человека. Если вы в разговоре с современным неверующим человеком будете приводить по схоластической богословской схеме так называемые доказательства бытия Божия, то в лучшем случае он плечами пожмет.
А вот если вы будете говорить ему, что такое молитва в конкретных ситуациях, в которых этот человек оказывается, то не исключено, что он поймет, что молитва – это великая сила, способная в тот момент, когда проваливаешься в жизненную трясину, оказаться твердой почвой и спасти от гибели.
Источник