Если можно было собрать полный набор самых пошлых голливудских штампов в одном фильме, то Ксавье Долан со своей картиной «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» мог бы смело крикнуть «бинго!». Канадский постановщик, к которому после премьеры его дебюта «Я убил свою маму» в двадцатилетнем возрасте на Каннском кинофестивале прилип статус «вундеркинд», впервые решился снять кино на неродном для себя английском языке, да еще и с россыпью узнаваемых голливудских звезд. Поскольку слово «банально» как нельзя кстати подходит к рецензируемой картине, то и не грех будет использовать затертую до дыр фразу, что фильм Долана потерялся при переводе. Что, возможно, прекрасно, красиво, виртуозно звучало бы на французском, здесь на экране из уст англоговорящих актеров и актрис звучит слишком топорно, пошло и до скрежета зубов вторично.
Диалоговая сторона сценария кажется самой неперевариваемой частью фильма (особенно в русском дубляже, где всем персонажам добавили одинаковую раздражающую интонацию: навзрыд), так еще и структурно лента Долана ничем не удивляет. Начинается повествование с того, что вынесено первым в название фильма, — подающая надежды голливудская звезда Джон Ф. Донован (Кит Харингтон, почему-то оставшийся в образе Джона Сноу, как в плане внешнего вида, так и актерской игры) найден мертвым в номере какого-то отеля. Затем следует монтажный переход на 11-летнего юнца по имени Руперт (Джейкоб Тремблей), который узнает о смерти своего кумира из некролога по телевизору в каком-то кафе. Мальчик расстроен, потому что вел длительную переписку с Джоном, о которой в конечном итоге узнали все, включая прессу и маму Руперта, Сэм (Натали Портман).
Начав свой фильм с конца, Долан приговорил себя к единственному способу раскрытия сюжета, по совместительству же самому заезженному — большая часть повествования является флэшбэком. Десять лет спустя после гибели Донована журналистка Одри (Тэнди Ньютон) прилетает в Прагу, чтобы взять интервью у повзрослевшего и понаглевшего Руперта (его уже играет Бен Шнетцер), который за это время нашел свой путь к успеху, написав и опубликовав собственные мемуары, затрагивающие детство и, естественно, переписку с кинозвездой. Как только закадровый голос Шнетцера погружает нас в бесконечные флэшбэки, «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» окончательно превращается в мыльную оперу.
Сначала Ксавье Долан предлагает нам исключительно детскую перспективу на события, показывая, как 11-летний мальчик страдает: а) от травли в школе; б) от того, что мама постоянно занята; в) от нехватки отцовского внимания. Реальность жестока, но маленький Руперт знает, как сбежать от нее: каждый вечер он смотрит свой любимый сериал, в котором его обожаемый Джон Донован играет мутанта со сверхспособностями (потенциально комичный эпизод, не получивший развития). Чувствуя свое одиночество, Руперт решается написать кумиру. Затем повествование переключается на самого Донована, чья жизнь, оказывается, тоже далеко не сахар. Он переживает эмоциональную отстраненность и одиночество, которое стало результатом пришедшей славы и проблем с самоопределением в плане сексуальных предпочтений.
Кроме переписки, у Джона и Руперта есть еще кое-что общее: их сложные отношения с матерями. Сэм беспокоится за ментальное здоровье сына, ибо его помешательство героем второсортного телешоу, а также периодически возникающие синяки на теле после очередной драки в школе сильно волнует героиню Портман, хотя Долан так и не дает актрисе полноценно раскрыться в этом образе. То же самое и со Сьюзен Сарандон, воплотившей на экране Грэйс Донован, маму Джона. Под занавес фильма именно сцена с ее участием, а также с двумя ее сыновьями (второго играет Джаред Кисо), громко распевающими в ванной старую песню, становится самой теплой и живой за все два часа этого крайне манипулятивного кино.
Трудно закрывать глаза на ужасный сценарий, но Ксавье Долан прикладывает максимум усилий, чтобы зрители хоть периодически, но отвлекались от него. Долан все-таки как режиссер очень талантлив. А талант режиссера отчетливее всего виден в его самых слабых фильмах, где может ничего не получаться, актеры не слушаются, декорации не работают, диалоги нуждаются в переработке, но почерк автора виден. «Смерть и жизнь» — тот самый случай. Внимание к мелким деталям вроде зеленой краски на пальце Портман, фирменный долановский саундтрек из кричащих, узнаваемых поп-хитов напоминают о его лучших работах.
И все-таки нужно отметить, что с музыкой в фильме связаны не только его лучшие моменты. Орущий во всю глотку "Hanging By A Moment" Кит Харингтон в мыльных пузырях, обнимающийся с братом и мамой, — единственный эпизод, способный по-настоящему растрогать. А вот под композицию Florence + The Machine "Stand By Me" Долан опускается на самое дно пошлости, возможной в голливудском фильме. Что именно там происходит, увидите сами, но комбо из проливного дождя и двух бегущих навстречу друг другу людей в слоу-мо со слезами на глазах говорит о многом.
Пусть перед нами самый слабый фильм Долана, который даже не знаешь, за что хочется отругать в первую очередь: за то, что решился снимать по бездарному сценарию, или за то, что безалаберно обошелся с таким актерским составом, выдав каждому по минимуму достойного материала, но безоговорочным провалом «Донована» назвать не получается. Да, это пример голливудской безвкусицы, манипулятивная мыльная опера со странным монтажом и дешевыми сюжетными ходами. Но Ксавье Долан даже в своей худшей форме, «скатываясь на дно», как поет его любимая Адель на начальных титрах, остается собой. Кино безумно красиво и стильно снято (спасибо оператору Андре Тюрпену и сотням инстаграм-фильтров), саундтрек почти всегда бьет точно в цель и, что самое главное, режиссерский талант канадца все же окончательно не затонул во всей этой мутной трясине под названием «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована».