В настоящее время основное внимание турагентов приковано к известной ситуации в Турции. Информации много, но какая именно из всего этого потока верна, и на что стоит опираться в общении с туристами, — вопрос для многих профессионалов. В своем материале мы постараемся детально ответить на главные вопросы, рассказать о механизмах действий турагентов в сложившейся непростой ситуации и представим документы, которые обязательно помогут турагентствам обезопасить свой бизнес и избежать проблем. А помогает TRN в этом Юрист Александр Байбородин.
TRN: Александр, можно ли сейчас продавать туры в Турцию? Не нарушит ли это закон?
Александр Бейбородин (А.Б.): Запрета на продажу туров в Турцию в настоящий момент нет, впрочем, как и запрета на совершение путешествий в эту страну. Этот факт не оспаривается ни Ростуризмом, ни Роспотребнадзором, ни иными уполномоченными органами.
TRN: Какую информацию необходимо предоставлять туристам при продаже туров в Турцию?
А.Б.: Согласно рекомендациям Ростуризма и Роспотребнадзора, необходимо информировать туристов об эпидемиологической ситуации в Турции. По информации, размещенной на официальном сайте Ростуризма, ведомство также призывает российских туроператоров и турагентов в обязательном порядке при реализации туристских продуктов в республику информировать туристов о сложной эпидемиологической ситуации в этой стране.
Федеральное агентство по туризму настоятельно рекомендует российским гражданам учитывать имеющуюся угрозу безопасности здоровья туристов при принятии решения о поездке в Турецкую республику.
Ростуризм также призывает российских туроператоров и турагентов в обязательном порядке информировать при реализации туристских продуктов в Турецкую республику о сложной эпидемиологической ситуации в этой стране».
Образец универсального текста информирования размещен в разделе БЕСПЛАТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ТУРФИРМ по этой ссылке (папка Турция)
Также мы готовы направить памятку всем желающим по запросу на info@ukab.ru
TRN: Должен ли турагент возвращать туристу 100% оплаты по договору при аннуляции тура туристом?
А.Б.: Пределы ответственности агента разъяснены в пункте 58 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», который гласит, что «размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения». Таким образом, при аннуляции тура турагент несет ответственность только в пределах своей комиссии.
Возврат комиссии осуществляется или не осуществляется агентом в зависимости от условий договоров турагент-турист и турагент-туроператор. В любом случае, всю полученную от туриста сумму турагент возвращать не обязан (и не может).
Вопросы возврата денег за поездку или вопросы переноса денег на другие туры — это компетенция туроператора, а не турагента.
TRN: Понятно, но должен ли туроператор возвращать туристу 100% оплаты по договору при аннуляции тура?
А.Б.: Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в случае признания наличия угрозы безопасности в Турции, турист получает право потребовать в судебном порядке возврата оплаченной по договору суммы.
Однако в законе отсутствует безусловная обязанность туроператора по возврату туристу всех денежных средств в досудебном порядке. Таким образом, если исходить из буквального толкования закона, обязанности по возврату 100% денежных средств без суда у туроператора нет.
Более того, согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», турагент и туроператор вправе потребовать изменения условий договора — например, изменить страну пребывания или сроки совершения поездки.
Таким образом, требования туроператора или турагента об изменении условий договора имеют такое же право на существование, как и требования туриста.
TRN: Как действовать турагенту при отказе туриста от путешествия в Турцию? Как можно аннулировать тур?
А.Б.: В случае, если турист отказывается от изменения договора, запросы туриста на возврат денежных средств за несостоявшуюся поездку после запрета полетов в Турцию следует направлять туроператору вместе с сопроводительным письмом. Аннуляции туров рекомендуется производить только после получения заявления от туриста.
При этом «заявления туриста о расторжении договора» или «претензии туриста с требованием возврата денежных средств и расторжении договора» являются основанием для аннулирования тура у туроператора, поскольку содержат волеизъявление туриста на отказ от совершения путешествия.
TRN: В какой срок нужно отвечать на заявление туриста о возврате денег?
А.Б.: Срок удовлетворения претензий туриста — 10 календарных дней.
TRN: Что делать, если 10 дней прошло, а туроператор так и не ответил?
А.Б.: В случае задержки ответа от туроператора, следует направлять предварительный ответ.
Образец предварительного ответа туристу в разделе БЕСПЛАТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ТУРФИРМ по этой ссылке (папка Турция).
TRN: Правомерны ли требования туристов об оплате услуг юриста и выплате компенсаций морального вреда за срыв отдыха?
А.Б.: Турагент и туроператор не несут ответственности за решения государственных органов. Наличие угрозы в Турции — не вина турагента или туроператора. Угроза никак не связана с действиями (бездействием) турагента или туроператора.
Согласно ст. 15 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей, компенсация морального вреда и возмещение убытков производится лишь при нарушении прав потребителей. В данном случае требования туриста не связаны с нарушением его прав.
В связи с этим, оснований для компенсации дополнительных расходов туриста, и компенсации морального вреда не имеется.
Более подробную информацию и готовые документы для турфирм вы найдете на сайте Юридической компаии.
Источник