Пригород Дамаска Дума после освобождения от боевиков
Совсем недавно поездка в Думу в сирийской Восточной Гуте представлялась самоубийством. Сегодня в этом городе жизнь начинается заново, о войне напоминает серая пыль и полуразрушенные здания.
Особую известность в мире Дума приобрела 7 апреля, в момент, когда весь западный мир начал биться в истерике из-за видеоролика, на котором засняты пострадавшие от предполагаемой химической атаки, повлекшей за собой удары США, Великобритании и Франции по объектам в Сирии.
В отличие от истории с Хан-Шейхуном в провинции Идлиб, где якобы было применено химическое оружие так же в апреле, но в прошлом году, Дума сегодня доступна для любого простого человека, журналиста и эксперта.
Пока эксперты ОЗХО проводят разведку и переживают за свою безопасность, откладывая тем самым расследование предполагаемой химатаки, журналисты со всего мира уже полностью изучили каждый сантиметр «съемочной площадки» в больнице, химическую лабораторию боевиков и в целом город, который считался последним оплотом террористов в восточном пригороде Дамаска.
Корреспондент РИА Новости опросил жителей Думы и нашел 11-летнего «героя» последней серии «химического сериала» «Белых касок» — Хасана Диаба, который рассказал, что произошло на самом деле в больнице Думы седьмого апреля.
Организация «Белые каски» заявляет своей целью защиту мирного населения Сирии при политической нейтральности и непричастности к вооруженным действиям. В интернете последние годы все чаще стали появляться видеоролики, на которых люди в белых касках спасают детей из-под завалов. Однако параллельно появлялись и видеозаписи, где видно, как те же «белые каски» создают постановочные видео, нанося грим «пострадавшим», диктуя, что те должны говорить. Более того, сирийские журналисты показали ряд материалов, на которых «спасатели» были засняты с оружием и в военной форме. А президент Сирии Башар Асад заявил, что члены организации «Белые каски» на самом деле являются сторонниками террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена в России).
Больница-крепость
В городе первое, на чем заостряется внимание, — это настроение жителей. Люди, прожившие под террористами почти семь лет, сегодня улыбаются и настроены позитивно на будущее.
«Спасибо армии, что наконец освободила нас от террористов. Теперь никто не угрожает, и можно спокойно работать и жить», — говорит мужчина, проезжающий мимо иностранцев на ослике с повозкой.
В связи с катастрофическим дефицитом топлива жизнь в Думе, кажется, откатилась на пару веков назад. Последние годы электричество было только у боевиков, не говоря о машинах и бензине.
Улыбчивый, до черноты загоревший мужчина любезно подсказывает дорогу до больницы. Она оказывается буквально в квартале от нас.
Многоэтажное здание бывшего министерства сельского хозяйства закопано по второй этаж и стало центральной больницей. Вход через подземный туннель.
Он поражает своими масштабами — на потолке освещение, ширина и высота «коридора» позволяет без сложностей проехать на большом внедорожнике. Туннелей целая сеть. В больницу под землей можно попасть из разных краев города, на полу плитка.
«Видите, не только в России есть метро, с такой подземной инфраструктурой метро может быть и в Думе», — смеясь, говорит сирийский военный, сопровождающий нас с коллегой — Михаилом Воскресенским, который полностью погрузился в работу, фиксируя через свой объектив каждую деталь.
В самой больнице все чисто, операционная пуста, оборудование здесь не хуже, чем в большинстве подмосковных медучреждений. А вот и помещение, ставшее известным на весь мир по видеокадрам, на которых детей и взрослых поливали водой, якобы спасая от последствий применения хлора.
Воспоминания доктора
В холле встречаем сотрудника больницы Бараа Бадрана. Молодой врач был на работе в тот момент, когда ворвались боевики с камерами и начали кричать, что все отравлены химическими веществами.
«Сюда ворвалась группа людей и стала кричать, что была химическая атака. По факту, тут недалеко были разрушены несколько зданий, в результате чего поднялось много пыли и случился пожар. Но тут не было химической атаки. У нас в госпитале не было ни одного пациента с симптомами химического отравления», — рассказывает Бараа, показывая рукой, откуда ворвались боевики, где лежали пациенты, и на шланг, из которого людей поливали холодной водой.
Сейчас помещение, где велась видеосъемка боевиков, практически пустое, пациентов, по словам доктора, либо выписали, либо перевели в другие медучреждения в Дамаске.
Источник