Но даже это перечисление растущего списка контртеррористических горячих точек — всего лишь часть истории. В Африке государства, выделенные Томасом — Сомали, Ливия и те, что расположены в Сахеле — лишь горстка из тех, где американских коммандос дислоцировали в 2017 году. Как недавно сообщалось в издании Vice News силы специальных операций США активно действовали, по крайней мере, в 33 странах по всему континенту. Войска сконцентрированы в странах и регионах, где действуют те, кого пентагоновский Центр стратегических исследований Африки (Africa Center for Strategic Studies) называет «активные группы исламистских боевиков». И хотя представитель министерства обороны майор Одришиа Хэррис не захотела предоставить подробности проводимых операций, известно, что операции эти включают полную гамму — от обеспечения безопасности американских посольств до боевых выходов.
В этом году американских «специальных операторов» убивали в Ираке, Сирии, Афганистане, Йемене, Нигере и Мали (хотя, как следует из сообщений прессы тот «зеленый берет», который погиб в этой стране, был, скорее всего, задушен американскими «морскими котиками»). В Ливии «морские котики» выкрали подозреваемого в нападении 2012 года на посольство США в Бенгази, когда были убиты четверо американцев, включая посла Кристофера Стивенса. На Филиппинах спецназ США в сотрудничестве с местными силами вернул город Марави после того, как в начале года этот город захватили исламистские боевики.
Официально в Ираке присутствует 5 300 американских военнослужащих. (Считается, что реальное количество больше.) Значительная часть из них — «специальные операторы», а также инструкторы и советники в иракских правительственных силах и курдских вооруженных формированиях. Отборные силы США играли критически важную роль в недавнем наступлении на боевиков ИГ, оказывали поддержку артиллерией и военно-воздушными силами.
Между тем на востоке Сирии периодически продолжаются отдельные стычки между «Сирийскими демократическими силами» (SDF) и правительственными войсками. Каждая из сторон претендуют на определенные участки территории. Также оппоненты обмениваются обоюдными обвинениями в поддержке «Исламского государства».
«Большинство американцев удивятся, если узнают, что силы специальных операций США размещены в трех четвертях стран планеты.» — отмечает Уильям Хартунг, директор Проекта в сфере вооружений и безопасности Центра международной политики*. «Почти или полностью отсутствует прозрачность в вопросе о том, что они делают в этих странах, укрепляют ли их действия безопасность или провоцируют еще большую напряженность и конфликты».
В связи с наступлением ВС САР на северо-востоке Хамы к «Хайят Тахрир аш-Шам» присоединяется еще одна исламистская группировка. «Харакат Ахрар-аш-Шам» направила своих боевиков и боевую технику в указанный регион для отражения атак сирийской армии.
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
«Мы не знаем доподлинно, где по миру мы находимся — в военном смысле — и что делаем». — Сказал в октябре сенатор Линдси Грэм, член сенатского комитета по делам вооруженных. Это было сказано после известия о том, что четверо военнослужащих из состава сил специальных операций были убиты в ходе боевого столкновения в Нигере, государстве на западе Африки. Грэм и другие сенаторы выразили свое неудовольствие по поводу размещения там вооруженных сил, но то, что самые элитные войска Америки разбросаны по всему миру, давно не секрет.
Джихадисты нарушили перемирие, установленное соглашением в районе осажденных городов Фуаа и Кафрайя. С направления Бинниша боевики атаковали позиции ополчения, пытаясь ворваться в правительственный анклав. После длительного сражения, длившегося несколько часов, нападение было отражено.
Ситуация в Сирии за минувшие двое суток значительно улучшилась. Правительственные войска отразили нападение «Исламского государства» в восточной части Хомса и исламистских боевиков на севере провинции. В Западной Гуте завершена битва за анклав Бейт Джинн. На востоке Дамаска в районе Хараста активизировалась группировка «Харакат Ахрар аш-Шам». На севере Хамы и юге Идлиба сирийская армия переходит в наступление. В то же время на юго-западе Алеппо джихадисты отразили атаки ВС САР. Более подробную информацию о происходящих в Сирии событиях вы можете узнать из нашей ежедневной сводки.
Обзор карты боевых действий в Сирии на 26 декабря 2017 г. Все последние сведения на 26 декабря 2017 г.
На протяжении последних двух лет США сохраняли контингент сил специальных операций практически в каждой стране по западной границе России. «Мы настойчиво сохраняем свое присутствие в каждой стране НАТО — и не только — на границе с Россией, делая феноменальные вещи с нашими союзниками, помогая им подготовиться в стоящим перед ними угрозам». — Сказал шеф SOCOM’а Томас, назвав страны Прибалтики, а также Румынию, Польшу, Украину и Грузию. По словам генерала Чарльза Кливленда, начальника Командования сил специальных операций Армии США в период с 2012 года по 2015-й, а сейчас — старшего преподавателя Военного колледжа Армии, эта деятельность представляет собой, «необъявленные кампании» коммандос. Вайсман, однако, против конкретно такой формулировки. «Силы специальных операций США постоянно размещались, но по приглашению наших союзников в балтийских государствах и в Польше, начиная с 2014 года как часть более широкой Европейской инициативы по сдерживанию, реализуемой министерством обороны и Европейским командованием США. Настойчивое присутствие сил специальных операций США плечом к плечу с нашими союзниками посылает ясный сигнал приверженности США нашим союзникам и делу обороны нашего союза НАТО».
Однако, в отличие от Холланда, который ссылался только на одну страну — на Афганистан, — где «спецоператоры» воевали с боевиками с 2002 года, Томас перечислил кучу террористических «горячих точек», которые терзают американских коммандос вот уже 15 лет. «Силы специальных операций», — сказал он, — внесли наибольший вклад в борьбу с насильственными экстремистскими организациями в Афганистане, Сирии, Ираке, Йемене, Сомали, Ливии, в африканском Сахеле, на Филиппинах, в Центральной/Южной Америке — фактически везде, где находятся аль-Каида** и ИГИЛ***".
Азия также является критически важным регионом для американских элитных сил. Шеф SOCOM’а Томас в дополнение к Ирану и России выделил Китай и Северную Корею как государства, которые «становятся все более агрессивными в том, чтобы бросать вызов интересам США и партнеров, используя асимметричные средства, которые зачастую оказываются ниже порога обычного конфликта». Он также сказал, что «способность наших „специальных операторов“ вести специальные военные действия с „низкой обнаружимостью“ в политически чувствительных средах делают их уникально подходящими для того, чтобы противостоять враждебным действиям наших противников на этих территориях».
Новости Сирии на 26 декабря 2017 г. Главные новости.
Весной 2002 года, выступая перед сенатским комитетом по вооруженным силам, тогдашний шеф SOCOM’а генерал Чарльз Холланд похвалялся действиями по «улучшению возможностей сил специальных операций по ведению нетрадиционных военных действий и осуществлению программ внутренней обороны зарубежных стран с целью поддержки друзей и союзников. Ценность этих программ была продемонстрирована в ходе афганской кампании и принесла пользу в стабилизации стран и регионов, уязвимых для террористической инфильтрации».
* Некоммерческая общественно-политическая исследовательская и информационно-пропагандистская организация со штаб-квартирами в Вашингтоне и Нью-Йорке. Создана в 1975 году в качестве реакции на Вьетнамскую войну. Выступает за «сотрудничество, прозрачность и ответственность в глобальных отношениях».
При том, что американские коммандос гибли и в Сирии, основная доля боевых действий и потерь при отвоёвывании территорий у ИГ пришлась на их курдских и арабских «прокси», известных как «Сирийские демократические силы». Начальник SOCOM’а Томас говорил об этом с потрясающей откровенностью на конференции по безопасности в г. Аспене (штат Колорадо) этим летом. «Сейчас мы в столице халифата Ракке (Сирия). Мы взяли город с помощью наших „прокси“ — суррогатной силы численностью в 50 000 человек. Эти люди работают на нас в игре, ставки в которой делаем мы. За два с половиной года боевых действий наши суррогаты потеряли тысячи человек — мы потеряли двоих военнослужащих. Двое — это очень много, но, знаете ли, хорошо, что здесь у нас не было таких потерь, какие бывали в других местах».
Потрясание саблями Соединенными Штатами и Северной Кореей привлекло дополнительное внимание к Корейскому подразделению специальных сил (Special Forces Detachment Korea, SFDK), самому старшему по «сроку службы» подразделению сил специального назначения США за рубежом. Оно, конечно же, будет задействовано, если на полуострове начнется война. В таком конфликте элитные силы США и Южной Кореи объединят свои действия под зонтиком Специальной объединенной группы нетрадиционных боевых действий (Combined Unconventional Warfare Task Force). В марте этого года коммандос, включая, по некоторым сообщениям личный состав армейской «Дельты» (Army’s Delta Force) и Шестой группы «морских котиков» (Navy’s SEAL Team 6) приняли участие в маневрах Foal Eagle совместно с обычными силами США и Южной Кореи.
Примерно в то же самое время, личный состав 353-й группы специальных операций ВВС провел совместную с японскими силами тренировку Teak Jet с целью отработки координации сил. В июне и июле разведывательные аналитики 353-й группы приняли участие в проводимых раз в два года учениях «Талисманская сабля» (Talisman Saber) в различных местностях в Австралии.