Любовь большинства киноманов к фильмам Люка Бессона начинается с «Пятого элемента», что неудивительно: это настоящее произведение киноискусства, в котором сбалансированы жанры, актеры, музыка, картинка. Тут и боевик, и фантастика, и романтика, и комедия. Молодые Милла Йовович и Брюс Уиллис, не говоря уже о гениальном Гэри Олдмане. Завораживающая вселенная с оригинальными инопланетянами и шикарные костюмы Жан-Поля Готье. Самый последний на данный момент проект режиссера, «Валериан и город тысячи планет», стал воплощением его мечты и всех задумок, копившихся с детства. В день 60-летия Люка Бессона посмотрим, какие главные принципы двигали творцом на пути от одной знаковой ленты к другой.
«Не умирайте и смотрите больше фильмов»
Когда у Люка Бессона спросили, какие три фильма должен посмотреть каждый человек, ответ был необычным и неочевидным: «Знаете что? У меня столько друзей-режиссеров, что они начнут звонить со словами [имитирует всхлипы]: “Почему не упомянул мой?”. Как минимум это Скорсезе, Спилберг, Стэнли Кубрик и… Как бы остановиться перечислять? Мой совет: не умирайте и смотрите больше фильмов. При этом нельзя просто смотреть картину — погрузитесь в нее. Живопись и кино не могут быть источником вдохновения в отрыве от реальной жизни. Искусство — ее отражение».
Молодая аудитория важна
Творцы от мира кино часто пытаются вложить посыл в фильмы, делая его иногда очевидным или, наоборот, неясным. Бессон подчеркивает необходимость использования среднего варианта, чтобы донести важные мысли молодым людям, не обращаясь напрямую: «С одной стороны, у нас есть содержательные фильмы, а с другой, фильмы-закуски. Это неправильно. Думаю, снимать картины веселые и наполненные смыслом одновременно не так уж трудно. Даже если не хочется ставить мораль на первый план, просто разбросайте немного глубоких мыслей тут и там.
Дети — это самое важное. Сегодня им нужен какой-нибудь смысл жизни. Они играют в видеоигры и считают себя всесильными, раз убивают 200 человек за минуту. Это не лучший способ почувствовать собственную значимость. Важно вкладывать сообщение для молодой аудитории. Так молодежь обучается морали, достоинству через героев фильмов, которые им нравятся. Если делать это слишком явно, получите отторжение. Дайте выбор, как я поступаю со своими детьми. Никогда не говорите: “Хочешь играть на пианино? Представляешь себя пианистом?”. Скажите: “О, что это? Кажется, пианино”».
Будьте честны с собой
Демонстрируя миру свою работу, мы часто пытаемся понравиться окружающим и наступаем на горло собственной песне. Бессон советует гнуть свою линию и делать только то, что вы считаете нужным, даже если это займет больше времени.
Мелани Лоран, дебютировавшая в режиссерском кресле в 2011 году с фильмом «Родные», попросила совета у Бессона и впоследствии поделилась этой историей: «Привет, Люк, это Мелани, дай совет, потому что я начинаю съемки через шесть месяцев и не знаю, почему спрашиваю, но привет…». И он ответил: «Да, у меня есть совет. Ты будешь окружена многими людьми, которые будут давать советы в течение всего дня: “На твоем месте я бы снял под этим углом и предпочел этот цвет”. Просто скажи “нет” и сфокусируйся на идее, доверься ей. Все будут испытывать твою веру, но только ты знаешь, чего хочешь на самом деле».
Люк Бессон раскрыл этот совет подробнее в другом интервью: «Будьте честны с собой. Определите свою реальность, что важно для вас по-настоящему. Например, на съемках моего второго фильма, “Подземки”, был момент, когда продюсеры настаивали на актерском составе, который совсем не подходил. Они были слишком старыми, а мне было 22 года. Ни за что не стал бы работать с этими актерами. Это бессмысленно. Единственной причиной для такого давления был их возраст и известность. Думали, что знают, как будет лучше. Но, по факту, это было ошибкой. Я знал это, чувствовал. Поэтому боролся не из вредности, а потому что на самом деле думал, что это не лучший способ снять фильм. На тот момент авторские права еще принадлежали мне, поэтому когда продюсеры сказали: “Снимаем с этими актерами или не снимаем вообще”, — у меня хватило смелости ответить: “Да, я понимаю и уважаю вас. Но это я не собираюсь снимать фильм вместе с вами”. Скажу честно, выйдя из офиса, я час проплакал на улице. Храбрости хватило на три минуты, и было очень грустно после этого. Однако фильм в итоге был снят с моим актерским составом».
«Определите пределы. Я никогда не искал славы, денег или чего-то подобного. Это не было целью. Есть история, которую я хочу рассказать зрителю, и каждый раз, когда нужно принимать подобное решение, я стараюсь его избегать. Все нормально, это жизнь. Плохо, конечно, но так бывает. С этим сталкиваешься иногда. Может, прозвучит претенциозно, но если рано вставать и много работать, если быть честным, то рано или поздно настанет день, когда признание придет. Поверьте мне».
Продолжайте мечтать
Режиссер и мечтатель — два определения, которые зачастую идут рука об руку. Бессон говорит: «Мечтайте, если хотите оставаться живыми». Об исполнении мечты он знает все, ведь «Валериан» стал делом его жизни. В связи с выходом этого фильма режиссер рассказал об ожиданиях по отношению к ученикам: «Пусть мечта будет мечтой. Желание снять “Валериана” терзало меня очень долгое время. Было интересно, смогу ли я. Но однажды начав, я, как английская гончая, никогда не сдаюсь».
Смиритесь с болью
Самое сложное в деле режиссера — быть чутким и лидером одновременно. Бессон говорит: «Нужно быть очень чувствительным все время, с утра и до конца дня. Как будто снимаешь кожу, и люди трогают твои голые нервы. Помню, как вернулся в отель в десять часов вечера и смотрел по телевизору новость об открытии магазина цветов, куда пришли и пожилые люди, и расплакался. Сложнее всего каждый день снимать кожу и надевать броню, ведь нужны обе. Нужно быть совершенно бесчувственным, как генерал армии, но в то же время кричать, когда цветок касается руки. Приходится говорить себе: “Все хорошо, снимем кино”. Никто не говорит: “Боже, это будет великолепно! Снимаем фильм!”. Все всегда знают, что будет тяжело».
Делитесь
Когда у Люка Бессона спросили об отношении к его ученикам, сделавшим карьеру, он подчеркнул логичность движения вперед каждого человека, ощущающего в себе силы для этого. «Смешно, ведь это и есть сюжет “Люси”. Эта картина о том, что если есть сила, остается только поделиться ею. Самая первая живая клетка на земле разделилась и передала силу другой клетке. Таковы и люди. Логично научиться чему-то и передать знания. Мне нравится эта энергетика, я продюсирую 3-5 фильмов в год. Иногда не совсем хороших. Бывает, доверяешь человеку, чувствуешь энергию, но у него нет таланта. А иногда он очень талантлив. Я имею в виду Луи Летерье и Оливье Мегатона — очень одаренных», — пояснил Люк.
Любая работа трудна по-своему. Нужно иметь толстую кожу и оставаться сильным, даже когда хочется кричать, и при этом быть самим собой. Утешением станут моменты, когда дело начнет приносить невероятную, вдохновляющую отдачу. Для Люка Бессона это возможность повлиять на молодое поколение через фильмы. Всегда помните, почему вам нравится ваша работа, — это поможет держаться на плаву. Если надеяться только на славу и признание, есть риск остаться ни с чем. Но если вы делаете то, что считаете важным, и так, как считаете нужным, успех не заставит себя ждать.