Вековой юбилей пришелся бы ему по душе. О любви Сергея Бондарчука к масштабности и размаху в СССР сочиняли анекдоты: «Ну, и что, что в октябре 17-го было всего три пулемета? У нас сейчас больше возможностей — давайте двадцать, нет, тридцать пулеметов в картину». Благодаря монументальности его личности в отечественном кинематографе появились такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эпичному человеку, актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку сегодня исполнилось бы 100 лет.
Родился Бондарчук в небольшом селе Белозерка Херсонской области Украины. Его детские и юношеские годы прошли на юге России, в Таганроге и Ейске. Там же зародилась любовь к искусству — вначале был театральный кружок, потом Таганрогский драматический театр. Учиться будущий режиссер поехал в Ростовское театральное училище, а после него — служить в Театр Красной Армии в Грозном. Дальше началась совсем другая служба — с 1942 по 1946 год Сергей Бондарчук провел на фронте. Воевал под Грозным, Моздоком, всю войну прошел солдатом. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
После демобилизации началась учеба во ВГИКе, мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Бондарчук производил на всех неизгладимое впечатление — он был старше своих однокашников, да и фактура сказывалась. Актер и режиссер Владимир Наумов вспоминал: «Однажды Всеволод Илларионович Пудовкин нам, будущим режиссерам, заметил: «Бондарчук — это танк». Причем он имел в виду не его пробивные свойства, не стремление добиться намеченного во что бы то ни стало, а психофизическое актерское начало, актерскую мощь, которая проявлялась в нём уже во ВГИКе. Впоследствии, глядя фильмы и роли Сергея Федоровича, я вспоминал это высказывание Пудовкина. Метко охарактеризовал Бондарчука классик советского кино».
Бондарчуковская мощь найдет свое воплощение на экране. Он начал сниматься еще на первом курсе, дебютом стала картина Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Потом были «Мичурин» Александра Довженко, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера, «Тарас Шевченко» Игоря Савченко, «Адмирал Ушаков» Михаила Ромма, «Шли солдаты» Леонида Трауберга — все, как на подбор, героико-исторические киноленты, но в сердце которых — человек и его сила духа.
Картина «Тарас Шевченко» стала знаковой для артиста. Режиссер Александр Довженко, увидев фильм, сказал о Бондарчуке: «У него глаза Сократа». И Сталину настолько понравился «Тарас Шевченко», что на следующее после ее просмотра утро Сергея Федоровича пригласили в ресторан «Арагви». С ним встретились сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Перед Бондарчуком положили журнал «Огонек» с его портретом на обложке в роли Тараса Шевченко, а внизу зачеркнутая надпись: «Заслуженный деятель РСФСР». Сверху было написано: «Народный артист СССР». И подпись — «И. Сталин».
Так начнется черед «самый» и «первый» в творческой жизни Сергея Бондарчука. Самый молодой «народный» (получилось, что звание дали, минуя две ступени «заслуженных»), первый приглашенный сниматься в Италию советский артист (это был фильм Роберто Росселлини «В Риме была ночь» о движении Сопротивления в Италии).
Добавит эпитетов превосходной степени и режиссерская карьера, начавшаяся в 1959 году с картины «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. В ней, кстати, Бондарчук исполнил и главную роль. Росселлини сказал о фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». Бондарчук вспоминал слова итальянского режиссера, что фильм «Судьба человека» помог ему глубже понять душу и характер советского человека — сильного, мужественного, волевого. Съемки длились всего 74 дня, картина стала триумфатором Московского Международного кинофестиваля, фестивалей в Локарно, Карловых Варах, Минске, Джорджтауне. Сергей Бондарчук был удостоен Ленинской премии.
Раскрылись две ипостаси Бондарчука-режиссера — мастера грандиозных батальных сцен и певца человеческой души, как главного столпа этой эпичности. Он с большим трепетом относился к литературе. Для него не было ничего важней слов автора, в высказываниях кумиров-гениев он искал основу своего кинематографического посыла. За Михаилом Шолоховым последовал Лев Толстой, в конце 50-х начались съемки картины «Война и мир». О погружении Бондарчука в литературный материал напишет потом критик Лев Аннинский: «Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером».
Съемки «Войны и мира» продолжались несколько лет. Итог: «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (первый!), попадание в Книгу рекордов Гиннесса за сцену Бородинской битвы (300-метровая панорама, снятая без единой склейки, около получаса экранного времени и 120 тысяч человек массовки!), десятки всевозможных наград и премий. В картине нашли отражения все грани личности Бондарчука: режиссера, актера (блестяще исполнил важнейшую роль Пьера Безухова), солдата и человека…
К литературе он будет обращаться и во всех своих последующих картинах. Гениальные «Они сражались за Родину» по одноименному роману Шолохова, «Степь» по повести Чехова, «Красные колокола» по книге Джона Рида, экранизация исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и обещанная лично Михаилу Шолохову картина «Тихий Дон».
Бондарчук работал на пределе, он стал воплощением всех советских лозунгов — быстрее, выше, сильнее. Он виртуозно справлялся с кинематографическими задачами своей эпохи, не пренебрегая собственными творческими и человеческими идеалами. Режиссер всегда говорил только о том, о чем хотел сам. Его супруга, актриса Ирина Скобцева, сказала однажды в интервью: «Его всегда интересовали вопросы жизни и смерти. Темы добра, зла, счастья — они всегда были в его творчестве, во всех его картинах. Он тяжело переживал, что от него требовали этой перестройки. Он говорил, как я могу перестроиться, в чем мне нужно перестраиваться? Я как любил какие-то книги, так я их и люблю. Как я любил какую-то музыку, так же я и люблю…»
Перестроиться Сергей Бондарчук не смог. Он «умирал» трижды: клиническая смерть на съемках «Войны и мира», инфаркт — на «Ватерлоо». Но после пятого, «перестроечного» съезда кинематографистов здоровье его окончательно пошатнулось. Картина «Тихий Дон» и снова инфаркт. Последний. Скончался Сергей Бондарчук 20 октября 1994 года.