«Самой концептуальной картине XX века» исполняется 60 лет | IiNews

Важный юбилей мирового кинематографа — фильму «На последнем дыхании» режиссера Жан-Люка Годара исполняется 60 лет. Смелая импровизация 1960 года стала глотком свежего воздуха для зрителя и одним из главных символов французской «новой волны».

В те годы во Франции творили выдающиеся Робер Брессон и Жан Кокто, однако не они повлияли на плеяду молодых кинематографистов. Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, которых позже назовут режиссерами «новой волны», были завсегдатаями Французской Синематеки. Это был киноархив, созданный в 1936 году Анри Ланглуа, Жоржем Франжю и Жаном Митри с целью хранения, восстановления и демонстрации кинолент со всего мира. Так молодой Жан-Люк Годар и его соратники, работающие критиками в журнале Cahiers du Cinema, получили доступ к восхитившему их свободному американскому кино. Авторские приемы, особенности монтажа, разнообразие кинематографической стилистики таких мэтров, как Ховард Хоукс, Альфред Хичкок, Фриц Ланг зажгли в молодых авторах желание снимать свое кино. Время требовало своих бунтарей, и такие бунтари нашлись.

«На последнем дыхании» — полнометражный дебют Жан-Люка Годара. «Я думал, что снимаю что-то вроде продолжения «Лица со шрамом», а потом посмотрел и увидел, что это больше похоже на «Алису в Стране чудес», — скажет несколько лет спустя о своем фильме режиссер. Это история о лишнем для общества человеке, молодом и циничном преступнике Мишеле (Жан-Поль Бельмондо), который, уходя от погони на угнанном автомобиле, случайно убивает полицейского. Обстоятельства вынуждают его отправиться к своей американской подруге, студентке-журналистке Патриции (Джин Сиберг). А дальше переплетутся любовь, риск, игра и страстное стремление к свободе. И с самых первых кадров сквозящая во всем безысходность, на которую зритель не захочет обращать внимание. В этой картине все будет жить моментом, а не предрешенным итогом…

Фильм стал поистине новаторским. Годар экспериментировал во всем. Крайне низкий бюджет картины, отсутствие нужной техники — все это привело к неожиданной свободе творчества. Известный факт, что оператор картины Рауль Кутар передвигался во время съемок на чем-то похожем на инвалидное кресло — так он «плыл» вместе с героями вдоль Елисейских Полей. Динамичность и напряжение картине, помимо съемки «с рук», придавал и особый, так называемый рваный монтаж. Импровизация продолжалась весь период съемок (с 17 августа по 15 сентября 1959 года). Сценарий писался «на коленках», и о своих сценах актеры узнавали уже на съемочной площадке, которой, к слову, часто выступала квартира самого Годара.

Конечно, здесь была доля подражания американскому кино, но оно было настолько самобытно, что скорее стало похоже на виртуозное заигрывание. Джин Сиберг подражает своему же образу из картины «Здравствуй, грусть», а герой Бельмондо красуется перед портретом Хамфри Богарта, старательно воспроизводя его фирменные жесты (например, проводит пальцем по губе). Годар собрал отсылки ко множеству американских кинолент, выражая свою симпатию к нуару, и создал в итоге нечто новое, революционное.

Сергей Добротворский в одной из своих лекций скажет: «Когда камера стала легкой, и Годар с ней побежал по улице вместе с Бельмондо, это была уже новая степень свободы… «На последнем дыхании» — один из самых концептуальных фильмов XX века, потому что он показывает, что можно все. В кино можно все».

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !