Россия и Япония впервые за 3,5 года встретились в Токио в формате «2+2»: министры иностранных дел и обороны двух стран обсудили меры по укреплению доверия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), развертывание ПРО США, расширение совместных военно-морских учений, а также ситуацию вокруг ядерной программы КНДР.
Стороны договорились продолжить дискуссию о возможной совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах, а также условились требовать от Пхеньяна воздержаться от провокационных действий в регионе. В Токио также подтвердили, что премьер-министр страны Синдзо Абэ посетит Россию уже в апреле.
Впрочем, не обошлось и без взаимных упреков: японская сторона выразила РФ озабоченности в связи с размещением Россией ракет и дивизий на Курилах, а Москва обратила внимание на риски в связи с ПРО США в этом регионе.
В любом случае, министры договорились о продолжении консультаций в данном формате, следующую подобную встречу Россия предложила провести у себя.
Результативное воссоединение
Первые переговоры в этом формате состоялись в столице Японии еще в ноябре 2013 года. Приобрести регулярный характер, правда, им суждено не было: после обострения ситуации на Украине Токио фактически заморозило и без того непростые отношения с Москвой.
Перелом ситуации произошел в прошлом году после того, как, наконец, состоялся неоднократно откладывавшийся японской стороной визит российского президента Владимира Путина в эту страну. Тогда Москва назвала отсутствие мирного договора с Токио анахронизмом и выразила готовность к налаживанию сотрудничества по всем без исключения направлениям – политическому, экономическому, военному и культурному. По итогам визита было принято решение о возобновлении работы в формате «2+2», начале совместной хозяйственной деятельности по освоению Курильских островов.
/
Япония претендует на южные острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи. Передачу ей этих островов Япония поставила условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Позиция Москвы заключается в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.
Понятно, что именно проработка аспектов совместной экономической деятельности и стала основной темой для обсуждения министров. Так, Россия и Япония обменялись своими предложениями по этому вопросу. «Мы подтвердили, что мы будем углублять дискуссию по составлению списка приоритетных проектов, а также рассмотрение юридической базы (для этой деятельности — ред.)», — сказал японский министр иностранных дел Фумио Кисида.
Он заверил, что дискуссия на тему заключения мирного договора также продолжится. «По вопросам заключения мирного договора, мы подтвердили, что так как в прошлом году… оба руководителя двух наших стран выразили свою искреннюю решимость решить эту проблему, мы будем в дальнейшем продолжать очень плотное обсуждение с тем, чтобы достигнуть результата», — сказал высокопоставленный японский дипломат.
Углублять меры доверия стороны договорились и по военной линии. «Речь идет об углублении мер доверия, о которых мы договорились, о контактах на уровне генеральных штабов для того, чтобы на постоянной основе обсуждать те вопросы, которые возникают и у нас, и у наших коллег в Японии», — сказал глава Минобороны РФ Сергей Шойгу.
Что касается заключения соглашение между Россией и Японией о предотвращении опасной военной деятельности, то оно, по словам главы МО РФ, по-прежнему актуально, и Москва готова к подписанию.
Разговор о мире в мире
Москва и Токио не ограничились разговором исключительно на тему двустороннего взаимодействия. Так, стороны ожидаемо обсудили северокорейскую проблематику. КНДР на протяжении последнего времени провела ряд пусков ракет.
«Мы едины с нашими японскими партнерами в том, что КНДР должна неукоснительно выполнять все резолюции СБ ООН», — сказал глава МИД РФ Сергей Лавров. В то же время он подчеркнул, что санкции против Пхеньяна должны быть не инструментом наказания, а «стимулом для того, чтобы вернуть ситуацию в политико-переговорное русло». Кисида, в свою очередь, пояснил, что стороны договорились «настоятельно требовать от Северной Кореи воздержаться от новых провокационных действий».
Министры не обошли вниманием и ситуацию на Украине — проблему, которая внесла существенный разлад в отношения Москвы и Токио. Лавров заявил, что здесь у сторон «единая позиция». «Она заключается в необходимости полного, всестороннего выполнения минских договоренностей. И наши японские коллеги заверили нас, что, общаясь с представителями украинского руководства, они неизменно указывают им на необходимость выполнять свою часть этих договоренностей», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Стороны обсудили и, на первый взгляд, неочевидную для российско-японских отношений тему – сирийское урегулирование. Шойгу сообщил, что Россия детально проинформировала Японию о нынешней ситуации в этой ближневосточной стране, а также предложила японским коллегам принять участие в программе разминирования памятников истории и культуры. По его словам, в Москве рассчитывают на подключение Токио к процессу постконфликтного восстановления Сирии: об этом «пора начинать говорить».
Не все так гладко
Впрочем, очевидно, что встреча не прошла исключительно в форме обмена любезностями. Так, японский министр иностранных дел выразила российской стороне озабоченность в связи с размещением ракет и дивизий РФ на Курилах. Тем не менее, от раскрытия подробностей обсуждения этой темы глава японского внешнеполитического ведомства воздержался.
Министр обороны РФ парировал: он подчеркнул, что размещение дивизии на Курильских островах осуществляется исключительно для защиты российской территории и не направлено против какого-либо государства.
В ноябре прошлого года официальная газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта» сообщила, что на Курильских островах размещены береговые ракетные комплексы (БРК) «Бал» на острове Кунашир и «Бастион» на острове Итуруп. Личный состав берегового ракетного комплекса «Бастион» готовится к очередным стрельбам, сообщило издание. Министр иностранных дел Японии после этого заявил, что его страна «соответствующим образом отреагирует». В МИД РФ заявили, что размещение носило плановый характер и направлено на укрепление обороноспобности страны.
Россия, в свою очередь, назвала «непропорциональным ответом» на возможные угрозы со стороны КНДР развертывание системы ПРО США. «Мы обратили внимание на серьезные риски, которыми чревато развертывание в Азиатско-Тихоокеанском регионе элементов глобальной противоракетной обороны США. Изложили наши оценки, которые показывают, что если речь идет о противодействии угрозам, исходящим от Корейской Народно-Демократической Республики, то создание подобной системы ПРО, равно как и накачивание региона вооружением, является ответом совсем не пропорциональным», — отметил Лавров.
Источник