Родительский висхолдинг: 6 наказаний, которые ломают детскую психику | IiNews

Детская психика – очень хрупкий и сложный механизм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самое минимальное и незначительное влияние негативных факторов окружающей среды может вызвать серьезные сбои в нормальном развитии и функционировании этого механизма.

Что уж говорить о неправильном воспитании, которое практикуют многие родители. Некоторые делают это вполне намеренно, другие же просто не понимают, как нужно себя вести, чтобы вырастить здоровую, адекватную и самодостаточную личность с нормальной психикой.

Воспитание ребенка – довольно-таки сложный процесс, требующий от мамы и папы определенного понимания, терпения и сочувствия. Многие взрослые мужчины и женщины, пытаясь отыскать золотую середину между выполнением родительских обязанностей и удовлетворением собственных интересов, желаний и потребностей, придумывают такие наказания, которые не только травмируют, пугают и обижают ребенка, но и понижают его самооценку, заставляют сомневаться в себе, собственных мыслях, эмоциях, желаниях и чувствах.

Существует множество наказаний, которые ломают детскую психику и постепенно превращают любознательного и жизнерадостного малыша в ничтожного, всего боящегося и не умеющего справляться с жизненными трудностями пессимиста. Одним из таких наказаний и является висхолдинг.

Что такое родительский висхолдинг? Какие признаки родительского висхолдинга существуют? За какими привычными родительскими фразами и действиями прячется висхолдинг? Какие последствия ожидают маленькую жертву родительского висхолдинга? Как противостоять этому разрушающему хрупкую детскую психику явлению? Сегодня разберем это деструктивное явление по полочкам и узнаем, почему некоторые виды наказаний никогда и ни при каких условиях нельзя применять по отношению к детям!

Родительский висхолдинг (с англ. withholding – «избегание», «увиливание») – комплекс психологических мер со стороны родителей, суть которых заключается в том, что под их воздействием ребенок не может открыто выражать свои эмоции и чувства.

Взрослые, используя те или иные манипулятивно-токсичные фразы и наказания, просто отказывают малышу в обсуждении той или иной волнующей его темы. Родительский висхолдинг можно сравнить с «отменой» слез, разочарования, огорчения, печали, боли и других испытываемых ребенком эмоций и чувств.

Малыш, находясь в эмоциональной зависимости от мамы и папы, ждет от них поддержки, понимания, заботы и любви. Родители же отказывают своему ребенку в праве выражать определенные эмоции и чувства. Особенно это касается тех негативных эмоций и чувств, которые тем или иным образом очерняют родителей, демонстрируют их негативные черты характера, заставляют брать на себя ответственность и т.д.

Как только ребенок начинает поднимать волнующую его тему, родители сразу же, лишь бы не отвечать по существу и не реагировать на эмоции малыша, начинают шутить, переводят разговор в совершенно другое русло, забалтывают или наказывают ребенка, переключают его внимание на совершенно другую тему и т.д.

Висхолдинг – очень хитрый манипулятивный прием, ведь родители практически никогда не отказываются от разговора с малышом. Они внимательно слушают его, улыбаются и отвечают на его вопросы, но свои ответы строят так, чтобы постоянно уводить ребенка от истинной сути вещей.

Очень часто взрослые, практикующие висхолдинг, переключают внимание ребенка со значимой и важной для него темы на ту тему, которая имеет особую важность и значимость конкретно для них. Делают они это при помощи определенных токсичных фраз и наказаний.

✔ Признаки родительского висхолдинга

Многие мамы и папы гордо и во всеуслышание заявляют о том, что они никогда не били своего ребенка и никогда в жизни его не ударят. Это очень похвально, но эти же родители, которые демонстративно повесили ремень на гвоздик и выступают против телесных наказаний, используют множество других приемов, не менее разрушительных для детской психики.

Существует множество признаков родительского висхолдинга. Рассмотрим самые распространенные и актуальные из них!

☑ Переход на другую тему во время разговора с ребенком. Это один из основных признаков висхолдинга взрослых по отношению к ребенку. Малыш подходит к родителям и начинает эмоционально рассказывать о том, что в школе его обижает одноклассник, а учительница делает вид, что ничего не происходит. Родители же, выслушав своего школьника, начинают упрекать его в том, что он слишком много времени проводит за компьютером. Вот если бы он занимался спортом, как сын соседей, и больше времени проводил на свежем воздухе, то смог бы без особого труда дать достойный отпор любому хулигану.

☑ Родители пытаются настойчиво утешить ребенка. Взрослые чаще всего не говорят малышу, чтобы он немедленно прекратил плакать, возмущаться, обижаться и т.д. Они просто очень настойчиво пытаются его утешить и доказать, что никакие проблемы не стоят таких уж сильных эмоций. Они советуют малышу не убиваться так сильно и по таким мелочам и пустякам.

Некоторые родители удивляются, почему малыш так расстроился. Они рассказывают ему о том, что в их жизни бывали и не такие ситуации, и ничего, все обошлось и вернулось на круги своя.

Хотя такое родительское поведение можно и принять за попытку утешить и приободрить ребенка, но только на первый взгляд. На самом же деле родители, практикующие висхолдинг по отношению к своему малышу, пытаются как можно быстрее «замять» негативные эмоции крохи и отделаться от них, чтобы не вникать во все это и не брать на себя ответственность.

☑ Родители открыто демонстрируют свое нежелание вникать в проблемы ребенка. Пока ребенок пытается поделиться с мамой и папой своими переживаниями, они демонстративно не слушают его, переговариваются между собой, пялятся в экран телевизора, компьютера или смартфона, читают книги или газеты и т.д.

А когда ребенок окончательно им надоедает, они просто отправляют его в детскую комнату, произносят одну из манипулятивно-токсичных фраз или используют любой другой вид наказания, лишь бы малыш замолчал и оставил их в покое.

☑ Родители не воспринимают желания и потребности ребенка всерьез. Взрослые в очень мягкой и деликатной форме объясняют малышу, что его заветные желания не соответствуют реальному положению вещей. Все то, чего он хочет, на самом-то деле ему совсем не нужно. Так как малыш – существо несмышленое и неразумное, то он и не может понять, как правильно нужно жить и какие эмоции нужно испытывать.

Родители будут виртуозно играть на чувствах ребенка и терпеливо доказывать ему, что все умные и хорошие дети хотят получить в качестве новогоднего подарка не очередную игрушку, о которой малыш мечтает вот несколько месяцев подряд, а новую куртку или учебник по математике.

☑ Родители дают ложные обещания ребенку. Взрослые, желая отделаться от ребенка и его детских проблем, прерывают разговор и, ссылаясь на важные и неотложные дела, обещают ему обсудить эту тему в будущем. Свои заведомо ложные обещания родители выполнять не собираются.

☑ Родители прямо отказываются от диалога с ребенком. Иногда взрослым надоедает отшучиваться, отвечать насмешками или упреками на вопросы малыша, поэтому они просто отказываются общаться с ним. Как только ребенок подходит к взрослым и начинает с ними диалог, они сразу же наказывают его и отправляют куда подальше. Родители убеждают малыша в том, что у них совершенно нет времени на пустые разговоры, или же просто игнорируют и смотрят на него так, будто он пустое место.

☑ Родители прививают ребенку беспочвенное чувство вины. Если шутки, сарказм, токсичные фразочки и наказания не помогают, а ребенок продолжает доставать взрослых своими проблемами, то родители могут заставить его испытать беспричинное чувство вины.

Они резко становятся «больными» и обвиняют малыша в том, что он и его эмоции вызывают у них приступы мигрени, повышают артериальное давление, учащают сердцебиение и т.д.

✔ Основные формы родительского висхолдинга

Родительский висхолдинг – понятие довольно-таки новое и не до конца изученное, поэтому нет ничего странного в том, что специалисты открывают все новые и новые формы этого вида психического насилия. Рассмотрим самые распространенные формы висхолдинга взрослых по отношению к детям!

1. Игнорирование желаний и потребностей ребенка

Когда взрослые не хотят вникать в проблемы своего ребенка или во время спора не могут отыскать нужных аргументов, они произносят следующие токсичные фразы: «Меня совершенно не волнует, что у тебя там произошло», «Мне безразлично, как ты себя чувствуешь», «Ты – никто, поэтому отстань от меня и не мешай мне заниматься важными делами», «Мне плевать, чего тебе там хочется» и т.д.

Произнося эти фразы, родители пытаются подавить волю ребенка своим авторитетом и навязать ему собственное виденье ситуации. Взрослые демонстрируют малышу, что именно они принимают важные решения, а на желания, потребности и интересы крохи им совершенно наплевать. Они и не подумать не могут о том, что при принятии того или иного решения нужно считаться с ребенком или учитывать его мнение.

➥ Последствия. Что остается делать малышу в такой ситуации? Некоторые начинают бунтовать и делать все наперекор родителям, другие же беспрекословно подчиняются воле взрослых.

В первом случае привычка идти против мнения окружающих людей, независимо от того, заведомо верное это мнение или нет, становится частью уже сформировавшейся личности взрослого бунтовщика.

Во втором же случае ребенок учится подстраиваться и потакать всем тем людям, которые сильнее его или наделены более высоким социальным статусом. В будущем такой ребенок никогда не будет отстаивать свою точку зрения или брать на себя ответственность за собственные поступки. Он будет искренне верить в то, что его эмоции, чувства и переживания не имеют никакого значения не только для чужих, но и для близких людей.

2. Запугивание полицией, чужим дядей или чужой тетей, детским домом и т.д.

Как только малыш начинает плакать, капризничать, кричать, проявлять негативные эмоции и вести себя не так, как удобно родителям, они сразу же начинают пугать его такими фразами: «Если ты сейчас же не успокоишься, то мы отдадим тебя в детский дом», «Плачущих деток очень часто забирает к себе домой плохой дядя», «Сейчас отдам тебя чужой тетеньке. Будешь тогда знать, как устраивать истерику в людном месте», «Сейчас приедет полиция и заберет тебя в участок», «Если ты не будешь меня слушаться, я просто оставлю тебя на улице, а сама уйду домой», «Я отдам тебя врачу, чтобы он сделал тебе укол, если ты не прекратишь доставать меня своими капризами» и т.д.

У изощренных родителей существует масса самых разных вариантов, куда можно «сплавить» непослушного и достающего своими негативными эмоциями малыша. Понятно, что ни один родитель в трезвом уме не оставит своего ребенка на улице и не отдаст его чужому человеку. Взрослые думают, что при помощи подобного рода запугиваний и угроз они заставят малыша вести себя хорошо и прилично.

➥ Последствия. Ребенок реально пугается, когда родители начинают употреблять подобного рода фразы. Вот только его испуг будет таким сильным, что он начнет бояться окружающих людей, докторов, сотрудников полиции, государственных учреждений и т.д. Некоторые дети будут бояться посещать детский садик или школу, ведь им не совсем понятно, придет ли за ними вечером папа или мама, чтобы забрать их домой.

Чаще всего такие дети превращаются в апатичных, неразговорчивых и замкнутых людей. Во взрослом возрасте многие из них боятся строить серьезные отношения, создавать семьи и заводить собственных детей.

3. Принуждение ко сну

Пытаясь повлиять на капризного, слишком активного или хулиганистого ребенка, родители часто произносят следующие фразы: «Ты себя очень плохо ведешь, поэтому быстро иди в свою комнату и ложись спать», «Сейчас к нам придут гости, поэтому иди спать», «Ты мешаешь мне смотреть телевизор, поэтому тебе пора ложиться спать» и т.д.

Никто не спрашивает ребенка о том, хочет ли он в текущий момент времени спать или у него такое желание пока не возникло. Ребенок наказан, поэтому он обязан беспрекословно подчиняться родительской воле.

➥ Последствия. Пережитый стресс негативно влияет на детский сон, поэтому ребенок не только не сможет полноценно отдохнуть, но и утром будет чувствовать себя сонным и уставшим. Некоторые дети начинают думать, что сон – это что-то очень плохое, раз родители используют его в качестве наказания.

Начав испытывать проблемы с засыпанием, со временем малыш становится раздражительным, капризным, тревожным и нервным. Родители, пытаясь решить этот вопрос, водят ребенка к самым разным специалистам, но так и не могут понять, что именно из-за их поведения сон малыша престал быть крепким и спокойным.

4. Наказание углом или темнотой

Практически все дети боятся темноты. Но родителей, которые осознанно или неосознанно практикуют висхолдинг, это не останавливает. Взрослые, пытаясь успокоить ребенка или наказать за плохое поведение, закрывают его в темной комнате. Особо «любящие» родители не только заставляют малыша сидеть в темной комнате, но и ставят его в угол.

Взрослые в этом не видят ничего страшного: прикроватных монстров не существует, поэтому ничего плохого с малышом в темной комнате не случится. А вот дети реагируют на такую форму наказания совершенно иначе: их неокрепшая психика подвергается огромному стрессу.

➥ Последствия. У детей, которых родители закрывают в темных комнатах или ставят в угол, развиваются всевозможные страхи и фобии (клаустрофобия, боязнь темноты и т.д.). Малыш начинает бояться оставаться дома без взрослых или отказывается выходить на улицу без сопровождения мамы или папы.

Эти фобии преследуют ребенка и во взрослом возрасте. Такие люди никому не доверяют, ведут замкнутый образ жизни, а все свои эмоции переживают в полном одиночестве.

5. Игнорирование материальных прав ребенка

Многие родители любят упрекать ребенка в том, что он не зарабатывает никаких денег, поэтому в доме нет ни одной вещи, которая бы принадлежала малышу. «Ты ничего здесь не купил», «Тебе ничего не принадлежит», «Будешь зарабатывать деньги, тогда и купишь себе все, что тебе нужно», «Пока ты живешь за мой счет, ты будешь мне подчиняться», «Я потратил кучу денег на твою учебу», «Ты неблагодарный сын (неблагодарная дочь), поэтому и не ценишь все то, что я тебе даю», «Из-за тебя и твоих прихотей мне пришлось устроиться еще на одну работу» – при помощи этих и подобных им фраз родители унижают ребенка и четко указывают ему на его место в семейной иерархии.

➥ Последствия. Ребенок не может и не обязан зарабатывать деньги на свое содержание. Это прямая обязанность родителей до тех пор, пока ребенку не исполнится восемнадцать лет. Если же взрослые постоянно указывают малышу на то, что он не зарабатывает денег, поэтому является никем и ничего не решает, то детская психика постепенно ломается, а у ребенка зарождаются определенные комплексы.

Во взрослом возрасте такой человек чувствует себя уютно и комфортно только на своей жилплощади. В других местах он испытывает стойкое чувство дискомфорта.

Многие люди, которых в детском возрасте родители попрекали куском хлеба, ведут себя точно так же по отношению уже к собственной семье. Они постоянно твердят своим детям, что только зарабатывающие деньги члены семьи имеют право принимать решения и участвовать в обсуждении важных семейных вопросов.

6. Публичная ругань, обзывания и крики при свидетелях

Когда родители понимают, что они не только не могут повлиять на поведение своего ребенка, но и не хотят разбираться в причинах такого поведения, то они прибегают к публичной ругани, крикам и обзываниям при свидетелях. «Ты бессердечный и бездушный ребенок! Пусть люди увидят, какой ты плохой!», «Пусть все вокруг знают, как отвратительно ты себя ведешь», «Подумай, что о тебе скажут все эти люди», «Я тебя презираю и ненавижу. Ты опозорил меня перед незнакомыми людьми», Из-за твоего ужасного поведения люди подумают, что я плохая мать», «У меня нет больше никакого желания бороться с тобой. Пусть все знают, что я сделала все, что было в моих силах», «Ты неисправимый и тупой ребенок. Все вокруг думают, что ты какой-то больной» – произнося эти фразы, родители хотят вызвать чувство стыда у малыша.

➥ Последствия. «Публичная порка», крики и обзывания при свидетелях пугают ребенка, тормозят его психологическую активность, порождают чувство незащищенности. Малыш начинает понимать, что родители не только не защитят его, но и без зазрения совести отдадут на растерзание любопытной публике.

Во взрослом возрасте такие дети имеют массу комплексов, боятся публичности, становятся замкнутыми, боязливыми и раздражительными социопатами, не умеют правильно взаимодействовать с окружающими их людьми, точно так же общаются со своими детьми.

✔ Как противостоять родительскому висхолдингу?

«Все дети так растут, в этом нет ничего странного или страшного», «Моя мама в детстве на меня кричала, потому что её мама на неё точно так же кричала», «Меня родители не били, это самое важное. Иногда кричали, иногда запирали в темной комнате, иногда игнорировали, но никогда не поднимали на меня руку» – так оправдывают родительский висхолдинг дети уже во взрослом возрасте. И ведут себя точно так же по отношению к собственным детям!

Маленькому ребенку довольно-таки трудно противостоять родительскому висхолдингу, так как он зависит от взрослых и эмоционально, и материально. Без мамы и папы малыш не сможет существовать во взрослом мире, поэтому многие дети приспосабливаются к такому образу жизни и воспринимают висхолдинг как вполне нормальное и адекватное явление.

Более взрослым детям следует запомнить, какие именно слова и действия вызывают негативные эмоции у родителей, чтобы избегать их. Нужно отыскать место, где они будут чувствовать себя комфортно и в полной безопасности (читальный зал библиотеки, комната друга, квартира родственника и т.д.).

Необходимо продумать детальный план действий в случае возникновения экстренной ситуации: подумать, куда можно пойти, если висхолдинг трансформируется в физическое насилие, к кому обратиться за помощью, какие вещи взять с собой.

Юным жертвам родительского висхолдинга нужно больше времени проводить с теми людьми, которые понимают и полностью поддерживают их: стать участником тематического кружка или спортивной секции, найти единомышленников, заводить как можно больше знакомств с теми людьми, которые имеют похожие интересы и т.д.

Так как эмоциональное насилие часто становится причиной возникновения и развития серьезных проблем с детской психикой, то ребенку следует научиться контролировать свои эмоции и чувства. Сделать это можно при помощи медитации, йогических практик или дыхательных упражнений.

Нужно обратиться за помощью к тому человеку, которому ребенок полностью доверяет: любимому учителю, школьному психологу, библиотекарю, однокласснику, тренеру спортивного кружка, родственнику и т.д. Если вслух о том, что происходит дома, говорить не хочется, то можно сделать это в письменном виде.

Если обратиться за помощью не к кому, то ребенку следует позвонить по телефону доверия в Фонд поддержки детей. Телефон Фонда – 8-800-200-01-22.

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !