Новый фильм пятикратного номинанта на «Оскар» Ричарда Линклейтера «Последний взмах флага» вышел в американский прокат в прошлом месяце. Главные роли в комедийной драме, основанной на одноименном романе Дэррила Пониксена, исполнили Брайан Крэнстон, Стив Карелл и Лоренс Фишберн. Они сыграли ветеранов Вьетнамской войны, которым спустя годы после службы пришлось встретиться при не самых благоприятных обстоятельствах: сын персонажа Карелла погиб в Ираке. И вместо того чтобы похоронить его как полагается, на Арлингтонском национальном кладбище, мужчина просит своих боевых товарищей помочь перевезти прах на северо-восток США, в пригород Нью-Гэмпшира.
В интервью Линклейтер рассказал о том, как ему удалось собрать столь впечатляющий актерский состав, порассуждал о жестокости монтажа, а также поделился подробностями своего следующего проекта — фильма «Куда ты делась, Бернадетта?» с Кейт Бланшетт в главной роли.
Ранее вы говорили, что вопрос финансирования проектов стоит для вас особенно остро. Как обстояло дело с «Последним взмахом флага»?
Непросто. Я начал его развивать году в 2005-м, когда тема войны в Ираке ощущалась как открытая рана. Сегодня же она превратилась в болячку, а люди наконец стали готовы к осмыслению произошедшего. Это, наверное, и помогло решить финансовый вопрос. Но проблема никуда не делась. Я всегда знал, что рано или поздно время этого фильма придет. Так что я просто отослал сценарий в Amazon, а уже там его встретили на ура. И хорошо, что мы решили снимать этот проект сейчас, во времена, когда индустрия развита гораздо лучше, чем семь лет назад, как раз во многом благодаря таким гигантам, как Amazon, Annapurna и Netflix.
Раньше твой фильм не имел право на существование, если не являлся тентполом. Сейчас же я рад и спокоен за всех, кто снимает независимое кино. Хотя насчет своей ленты даже не знаю, относится ли она к этой категории. Думаю, киноманы всего мира благодарны индустрии за то, что такие истории сегодня создаются и доходят до зрителей. Хотя все постоянно жалуются на происходящее с кинематографом, нельзя не признать, что случаются и хорошие вещи.
Вы усадили героев «Последнего взмаха флага» в поезд. Это натолкнет любого поклонника вашего творчества на ассоциации с фильмом «Перед рассветом»…
Ну, поезда и кино всегда были тесно связаны. А моя новая лента отчасти является роуд-муви.
Вам удалось собрать в одном проекте великих актеров, и это сработало, поскольку вы уважаете каждого из этой троицы. Как вам пришло в голову пригласить на съемки именно Крэнстона,
Фишберна и Карелла?
Я просто составил свой вишлист из тех персон, которые у меня еще не снимались. Единственным исключением стал Дж. Куинтон Джонсон, исполнивший роль юного Вашингтона. Мне просто повезло, что люди из этого списка согласились подписаться на участие в съемках. Обычно все начинается с телефонного звонка, затем следует встреча… Больше всего мне нравится в этой ситуации то, что эти актеры сами горели желанием посотрудничать. Каждый из них сказал примерно так: «О, с этими двумя я давно хотел поработать! Это на самом деле интересно».
Как сильно изменился материал, который мы увидим на экране, с момента первой репетиции?
Обычно это выглядит так: мы садимся вместе, читаем сценарий и обсуждаем его. И так на протяжении всех съемок. Основная сюжетная линия нам известна, а новые идеи сами прокладывают себе путь.
Сколько длился ваш фильм до того, как его окончательно смонтировали?
От того материала у меня остались дополнительные 30 минут. Думаю, это недурно. Изначально у меня получилось около 2,5 часов, но при просмотре местами возникало ощущение, что вот здесь лишний кусок, там тоже… Для меня монтаж есть доведение до совершенства повествования и его темпа. И я восхищаюсь людьми, которые могут вырезать полчаса фильма так, что ты этого никогда не заметишь. Хотя для каждой картины монтаж — это, конечно, настоящий вызов.
Забавно, что вы так это видите. Обычно режиссеры болезненно переживают процесс монтажа…
Общение с редактором — это возможность посмотреть на свое творение другими глазами. Он может обратить внимание на какие-то недостаточно смешные или интересные моменты. Это жестко и требует от участников процесса абсолютной честности. Нельзя позволить себе быть сентиментальным или ностальгировать по вырезанным кускам, эти бескомпромиссные решения нужно просто принять.
В фильме есть сцена, когда герои покупают телефоны. Мне показалось, или Брайан в ней сымпровизировал, а Лоренс и Стив получили от этого нескрываемое удовольствие?
Веселились они, конечно, от всей души. И да, выглядело все как импровизация, хотя эта сцена была прописана в сценарии и в точном соответствии с ним отрепетирована.
Но девушка за прилавком улыбалась так естественно…
Здорово, что вы заметили. Но повторю: мы отрепетировали всю эту сцену несколько раз.
Ого! Вот что значит блестящая актерская игра и талантливая режиссура.
(Смеется.) Надеюсь.
В последние годы снимать стало легче? Что можете рассказать о будущих проектах и жанрах, с которыми вы хотите поработать?
Только что закончились съемки нового фильма с Кейт Бланшетт в главной роли — «Куда ты делась, Бернадетта?», и я невероятно рад этому. Мы перешли в стадию постпродакшена и готовимся представить его публике в следующем году. Он рассказывает о женщине, которая решила пожить отшельницей. В более широком смысле это история о творце, переживающем кризис. Фильм очень смешной, а главная героиня напоминает мою маму. И он тоже из тех, что я давно пытался снять. А следующим вообще станет тот, над которым я раздумывал целых 25 лет.
Актерский состав у вас в «Бернадетте», конечно, тоже потрясающий…
Очень круто, что я могу со всеми ними работать, сталкивать их в одном кадре. Я хочу снимать всех талантливых актеров! Но таких, как Кейт Бланшетт, не так уж много.
Вопрос, наверно, устарел, но что насчет продолжения трилогии, которая стартовала с фильма «Перед рассветом»?
Не знаю. Время от времени начинаю думать об этом, но пока никаких конкретных идей нет. Да и последняя лента, кажется, не очень хорошо проявила себя в прокате…
К черту прокат. Фильм восхитительный!
Я знаю, просто шучу. На самом деле, ни одна из трех частей не стала хитом бокс-офиса, хотя для нас этот фактор и не был ориентиром. Мы даже, помнится, шутили, называя первую часть самым неприбыльным фильмом, когда-либо получавшим сиквел. Это как раз к слову о том, что сейчас снимать стало намного проще.
Тогда мы просто обязаны вас спросить: как вы относитесь к тем, кто смотрит кино на смартфоне?
Я, конечно, человек старой формации. Мне представляется большой затемненный кинозал и много людей, поскольку я сам вырос в таких условиях. Хорошо, если есть возможность посмотреть новинку именно так, но я не против других форматов. Иногда мне говорят: «Я посмотрел ваш фильм в самолете». Тогда я отвечаю: «Ну и прекрасно». Мне самому нравится смотреть кино в дороге. Если я лечу куда-нибудь в Европу, могу посмотреть сразу два фильма подряд. Любой, кто хочет увидеть мои картины, молодец, вне зависимости от того, какой выберет носитель. Кто я такой, чтобы судить их?
Источник: Collider