Автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова уверена, что оценить блюда региональной кухни России пока готовы только индивидуальные туристы из Китая. Обсуждая значение гастрономического туризма, тема которого будет затронута на VIII Российско-Китайском туристическом форуме в октябре 2021 года, проводимым АТМ «Мир без границ» и Китайской ассоциацией туристического сервиса (CATS), она призвала стремиться к тому, чтобы даже гости из КНР, прибывшие в составе безвизовых групп, отказались от традиционной лапши в пользу российских продуктов.
Шаповалова считает, что в гастрономическом плане работу с китайскими туристами можно разделить на два варианта. В первом речь идёт об очень бюджетных туристах, которые хотят даже за границей есть определенную пищу и желательно свою, то людям, занимающимся гастрономией в России, такие гости не интересны.
«Нам не интересен такой турист, который хочет весь мир вокруг себя адаптировать под собственную культуру. Это захватническая история, потому что в таком случае наше гостеприимство полностью подстраивается под гостей из КНР», — прокомментировала ситуацию она.
Руководитель гастрономического проекта пояснила, что кулинары предпочитают обслуживать второй вариант китайского туриста. Это более состоятельные гости, которые путешествую индивидуально и готовы платить деньги за то, чтобы получать уровень обслуживания во время путешествий выше среднего.
«Это люди из другого культурного слоя. С такими туристами мы чаще встречаемся, например, в Мурманской области. Они едят все, им нравятся креативные блюда типа трески с лесными ягодами „Северное сияние“, так как Северное сияние в тарелке может хоть отчасти компенсировать отсутствие Северного сияния на небе из-за плохой погоды. Подобные гости интересуются блюдами с какой-то историей, фотографируются с ними и выкладывают фото в соцсети. Арктическая кухня, которая базируется на продуктах моря и тундры вызывает у них большой энтузиазм, так как это ещё и очень полезно», — пояснила Шаповалова.
«Пока мы связываем развитие гастрономического туризма с индивидуальными путешественниками, а не с групповыми. При этом важно учитывать, что само понятие „гастрономический туризм“ в России появилось сравнительно недавно, так что это пока достаточно узкая отраслевая сфера», — уточнила собеседник.
Перспективы распространения гастрономического туризма
Далее эксперт обратила внимание на то, что для таких приграничных территорий, как Дальний Восток», характерно понятие «смешанной кухни», а недавно с ростом туристических потоков стала появляться «гибридная кухня», где какое-то традиционное блюдо готовят из нетипичных для него продуктов.
«В уличной кухне все чаще появляются такие бода как „суширито“, когда суши скрещивают с буррито и получают рулет с типичной начинкой для буррито, завёрнутой в нори. Сейчас наметилась очень позитивная тенденция в гастрономии, которая заключается в том, что наши повара стали больше обращать внимания на разработку блюд, которые связаны с традициями Российской кухни. Так в дальневосточном меню недавно появился „Дальневосточный борщ“, суть которого осталась прежней, но ингредиенты изменились. Так свинину и говядину заменили морепродуктами, а обычную капусту заменили морской. К такому виду блюд можно отнести „крабурек“, который готовится как чебурек, но с крабовым мясом», — рассказала она.
Шаповалова отметила, что российская гастрономия, ориентированная на туристов, сейчас находится в очень интересном положении. С одной стороны, есть большой запрос на региональную кухню, а с другой стороны, конвейер обеспечения ресторанного бизнеса местными продуктами пока не запущен.
«Отдельным регионам удается найти какие-то решения. Здесь опять срабатывает массовое коллективное мышление, подпитанное информацией из интернета, но нам это только на руку. Поэтому, если мы говорим не о тех китайских туристах, которые приезжают в нашу страну со своей лапшой, а посещают рестораны, то они вполне открыты к российской региональной кухне. Дальний Восток и Мурманская область имеют все шансы познакомить наших китайских гостей с разнообразием региональной кухни. Там гости будут есть не только свою лапшу или заказывать в ресторане свинину с овощами», — заверила собеседник.
По словам эксперта, проект «Гастрономическая карта России» как раз занимается внедрением региональной кухни в туристическую инфраструктуру.
«Мы говорим о том, что местная кухня должна быть и в ресторанах, и в аэропорту, и на автозаправках, и в уличных палатках, и на завтраках в гостиницах. Только тогда аутентичные блюда сможет попробовать любой гость, а не только тот, который приехал исключительно за вкусовыми впечатлениями. Подобный подход прекрасно вписывается в программу развития туристической инфраструктуры регионов», — пояснила Шаповалова.
Она уточнила, что идея делать для туристов специальные ланч-боксы с региональными продуктами появилась, когда из-за пандемии многие рестораны закрылись для посетителей и были вынуждены готовить еду на вынос.
«С помощью таких ланч-боксов можно будет внедрять местную кухню даже в ряды групповых китайских туристов, которые путешествуют по России в автобусах. Мы будем бороться за каждого китайского туриста, который, приехав в нашу страну, откажется от своей лапши. Для этого мы должны получить предложения российской региональной кухни во всех ценовых сегментах», — резюмировала руководитель проекта.
Источник