© AFP 2018 / Jorge Silva, poolПрезидент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп. Архивное фото
Встреча лидеров России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в столице Финляндии не станет саммитом принятия решений по общим проблемам, считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Переговоры Дональда Трампа и Владимира Путина состоятся 16 июля в Хельсинки. Вашингтон и Москва обозначили весьма широкий круг вопросов, которые будут обсуждаться. Саммит станет первой полноформатной двусторонней встречей лидеров двух стран. До этого им удавалось встретиться лишь на полях других мероприятий: саммите «группы двадцати» в Гамбурге в июле 2017 года и на саммите АТЭС в Дананге в ноябре 2017 года.
«Надо понимать, что обсуждаться будет многое, но приниматься какие-то решения будут в очень маленьком объеме. У нас нет понимания решения этих проблем, нет согласия, повода для компромисса. Так что это будет саммит обсуждения проблем, а не саммит принятия решений. Решения там найдены не будут», — заявил Суздальцев в беседе с РИА Новости.
По мнению эксперта, было бы странно ожидать, что президенты во время саммита смогут решить вопросы, связанные с дипломатической собственностью, Украиной, с Договором о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), по которому у обеих сторон есть взаимные претензии, и с продлением договора о стратегических наступательных вооружениях СНВ, срок действия которого истекает в 2021 году.
«Самый главный будет успех — появится некий диалог. Когда саммит закончится, с Вашингтоном появится коммуникация — та, которой мы не смогли достигнуть на предыдущих встречах российско-американских. Вот этого нам хотелось бы. Это реалистичные ожидания», — отметил собеседник.
Эксперт также прокомментировал заявленные темы для обсуждения президентами.
Так, одна из них — тема вмешательства России в американские выборы вновь заявила о себе за несколько дней до саммита. В пятницу минюст США предъявил обвинения 12 россиян в рамках расследования вменяемого РФ вмешательства в выборы в США.
Эксперт считает, сделано это было не случайно — для того, чтобы заставить российскую сторону отвечать. «Это они торопятся. Все делается к саммиту — обвинить, предъявит: «вы себя так ведете». Нужна какая-то тема для разговора», — отметил Суздальцев.
По его словам, американскую сторону больше всего раздражает то, что Россия воспринимает обвинения как пустую риторику. В США, отметил он, воспринимают контакт с Москвой как возможность для России «изменить свое поведение». В то время как в РФ власти разделяют точку зрения, что необходимо «стоять до последнего, объяснять, доказывать».
По теме Украины стороны лишь обменяются мнениями, заявил эксперт, однако предстоит серьезное обсуждение другого вопроса, связанного с ситуацией в Сирии, добавил он, указав, что сейчас фактически «нет сирийского вопроса», поскольку 90% территории страны находится под контролем правительства.
«Есть вопрос другой, который выступает сейчас наиболее явно из тени — вопрос Ирана», — заявил Суздальцев, напомнив, что на территории Сирии находятся иранские военнослужащие совершенно разного статуса. В связи с этим возникает проблема взаимоотношений Ирана с Израилем — союзником США и вопрос о возможности боестолкновения Ирана с Израилем на территории Сирии.
«Здесь могут быть дискуссии, но поле для маневра небольшое. Естественно, решать что-то по поводу Ирана вместо Ирана мы никогда не будем», — отметил эксперт.
Он также поделился своей точкой зрения по поводу позиции Вашингтона по «Северному потоку-2», против строительства которого выступили США, отмечая, что работающие с проектом компании находятся под угрозой санкций.
«Уже понятно, что США не смогут остановить строительство этого обходного газопровода. Поздно», — считает эксперт.
По его словам, если против компаний, участвующих в строительстве, будут введены санкции со стороны США, это будет уже не проблема Россия — Запад и США, а проблема ЕС — США.
Источник