Призрак отеля на холме. Рецензия на фильм «Доктор Сон» | IiNews

Тягучая история о противостоянии двух сверхъестественных сил — «сияющих» людей и зловещих пожирателей этого сияния, объединившихся в группу под названием Истинный Узел, — будет растекаться так же неторопливо, как потоки крови — из-за дверей лифта в одной из самых знаменитых сцен «Сияния». Хронометраж «Доктора Сна» пугает даже больше самой ленты, заявляющей о себе как о фильме ужасов. Однако у него есть весомое оправдание. Перед режиссером Майком Флэнеганом стояла действительно нелегкая задача примирить книги Стивена Кинга о семье Торренсов с легендарной экранизацией Кубрика, в которой фантастическое отходит на второй план. В этом смысле «Доктор Сон» можно считать вполне приличным компромиссом.

Дэнни Торренс (Юэн МакГрегор), который когда-то разъезжал по коридорам отеля «Оверлук» на трехколесном велосипеде и чуть не стал жертвой разлагающейся старухи из ванной номера 237, еще в детстве научился бороться с этими призраками. А точнее говоря, сдерживать их. Дэнни прятал призраков в воображаемые шкатулки, используя мистические способности, и хранил в самом отдаленном уголке сознания, который выглядел как злосчастный лабиринт, где его пытался поймать и убить собственный отец. Повзрослевший Дэниэл заглушает детскую травму, а также свое сияние, алкоголем и вымещает агрессию в пьяных потасовках, а вскоре решает взяться за ум и устраивается на работу в хоспис. С помощью телекинеза он помогает умирающим встретить свою кончину достойно и спокойно, убеждая их в существовании потустороннего мира и жизни после смерти. Все меняется, когда Дэниэл узнает, что такими же способностями, даже более сильными, обладает девочка Абра. Она привлекает странных вампироподобных существ, которые издревле охотятся на необычных сияющих детей. Дэниэлу станет сразу понятно: больше подавлять сияние уже невозможно, нужно взглянуть своему страху в лицо и по-настоящему расправиться с травмой, омрачающей всю его жизнь.

Книга «Доктор Сон» вышла в 2013 году, спустя почти пятьдесят лет после романа «Сияние». Кинг решил вернуться к истории, которую можно назвать одной из визитных карточек всего его творчества, чтобы рассказать побольше о феномене сияния и развить линию Дэнни Торренса. Кинг превращает Дэнни в персонажа, который не смог до конца справиться с детским травматическим опытом, и тем самым писатель несколько противоречит финалу своего «Сияния». Такой авторский ход напоминает, как в «Золотом теленке» Ильф и Петров воскресили убитого ранее героя Остапа Бендера, изменив финал «Двенадцати стульев». Но если масштаб двух романов о великом комбинаторе сопоставим, как, впрочем, и масштаб обеих книг Кинга о семье Торренсов, то сиквел ожидаемо уступает кубриковскому «Сиянию». И самое интересное, что это заявление только бы обрадовало Кинга.

Несмотря на то что Кинг написал сценарий для Кубрика, режиссер почти им не воспользовался и снял кино, руководствуясь исключительно собственной интерпретацией истории. Разумеется, Король ужасов возненавидел фильм, который тысячи зрителей считают шедевром мирового кинематографа. В одном интервью незадолго до начала работы над «Доктором Сном» Кинг сообщил, что Кубрик слишком холодно обошелся с семьей Торренсов и к тому же изменил финал, в котором Джеку отчасти удается сохранить человечность, чего нельзя сказать про героя Николсона. В отличие от Кубрика Флэнеган явно относился с большим пиететом к автору истории, с которым уже успел посотрудничать над фильмом «Игра Джералда», и опасался его оценки. Режиссер рассказывал, что во время совместного просмотра «Доктора Сна» он следил за малейшим движением Кинга, пытаясь понять, нравится ли ему проделанная работа или же нет. «Я не знаю, смог бы я оправиться, если бы он посмотрел фильм и подумал то же самое, что когда-то про "Сияние"», — признался Флэнеган.

И все же грустно признавать, что Флэнегану, чтобы угодить писателю, пришлось намеренно подавить свое авторское видение подобно тому, как Дэнни заглушает свое сияние. Увы, режиссерское сияние Флэнегана, которое особенно проявилось в «Призраках дома на холме», здесь почти полностью сокрыто от зрителя. Пожалуй, в этом и состоит главное отличие сиквела от кубриковского «Сияния». Флэнеган действует более очевидно и превращает фильм в формульное кино. Чего стоят только пожиратели сияния из группы Истинного Узла, которые походят то ли на злых вампиров из «Сумерек», то ли на сектантов 80-х из «Мэнди». Даже тот самый отель из «Сияния», камбэка которого ждали, пожалуй, все фанаты старой экранизации, есть не что иное, как набор стереотипных клишированных образов, которые вместе уже не работают. Но, будем честны, картинка, снятая сверхширокоугольным объективом, как и у Кубрика, получилась довольно цепляющая.

«Доктор Сон» вряд ли станет эстетическим переживанием, зато совершенно точно окажет психотерапевтический эффект и заставит покопаться в себе, следуя примеру главного героя. Сиквел иллюстрирует важную идею, однажды высказанную Жаком Деррида: и кино, и психоанализ имеют дело с призраками. Только в отличие от психоаналитического сеанса, кинематографический сеанс — это «довольно экономный способ вызвать этих призраков пред собой: на экран». Чтобы одолеть призраков своего прошлого, Дэнни придется отправиться в место, которое и является колыбелью этих призраков, в отель «Оверлук», и постараться не допустить ошибок своего отца, не идти на поводу у слабостей. Так он напоминает, что собственных демонов не упрячешь даже очень глубоко в сознании — они все равно найдут возможность выбраться и продолжить мучить. Нужно набраться отваги и взглянуть на них в упор, тем самым проявив превосходство.

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !