Во время судебного разбирательства, которое началось в начале августа, Улюкаев не терял бодрости духа. По его же словам, во время домашнего ареста много читал (прочел порядка 50 произведений), писал стихи и даже приступил к написанию своей книги. Во время всего судебного следствия он отрицал свою причастность к преступлению и заверял суд, что стал «жертвой гнусной провокации», поскольку его хотели устранить в преддверие приватизации акций компании.
Политолог при этом не исключил, что перед выборами Путин может амнистировать или помиловать Улюкаева. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что Кремль не комментирует решение суда.
А подсудимый выступил со своим последним словом. В нем он категорически отверг свое участие в преступлении и еще раз сказал, что стал жертвой провокации.
В ходе осмотра места происшествия Улюкаев сделал замечание, что сумку получил от Сечина и думал, что там подарок в виде хорошего вина.
» />"Достоверно установлено, что инициатива передачи денежных средств исходила от Улюкаева", — подчеркнул гособвинитель.
Бывший министр также попросил суд отправить в СК материал о проверке в отношении Сечина по подозрению в ложном доносе.
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Александр Морозов отметил, что попытки других групп в российской власти противостоять Игорю Сечину и людям, которые ему помогают, заканчиваются неудачей: «Понятно, что Медведев, в правительстве которого работал Улюкаев, вел какую-то борьбу за Улюкаева. Понятно, что в такой системе у любого из таких путинских людей, как Сечин, есть противники. Эти противники хотят в целом сохранения системы, они просто против того, чтобы бесконечно раздувался вес кого-то одного, например, Кадырова, Сечина или Чемезова. Но борьба эта всякий раз заканчивается неудачно и во всех случаях – в пользу небольшой, плотной старой группы, которая продолжает консолидировать большую часть ресурсов в путинской системе».
В пятницу, 15 декабря, в Замоскворецком суде Москвы огласшают приговор по делу бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева. Он признан виновным в получении взятки в размере двух миллионов долларов.
«Российская система является в достаточной степени варварской, коррумпированной и управляемой различными анонимными бенефициарами на разных уровнях. Любой может заказать судебный процесс. Дело Улюкаева показало, что идет приватизация суда в открытой форме», — считает Павловский.
В тоже время сторона обвинения настаивала на том, что Улюкаев при завуалированном разговоре с Сечиным прекрасно понимал о чем идет речь, знал, что в сумке находятся деньги. Более того, экс-министр ранее не упоминал о натянутых или плохих взаимоотношениях с Сечиным.
Рассказал Улюкаев и о том, что о многом сожалеет — «о двоедушии, о двоемыслии». Возможность когда-нибудь вернуться в министерство бывший чиновник не рассматривает, но «скучает по нему, конечно».
Показания Сечина в суде также не зачитывались. В итоге суд не сможет сослаться на них в приговоре, а защита получит весомый повод обжаловать решение судьи в вышестоящих инстанциях, объясняли Би-би-си юристы.
» />Российский политолог, научный сотрудник Карлова Университета в Праге Александр Морозов видит в «деле Улюкаева» признаки укрепления влияния людей, лично связанных с Владимиром Путиным: «Ближайший круг Путина пользуется огромными, и даже выросшими в последние десять лет до гигантских пределов, возможностями и ресурсами. Эти люди остаются абсолютно непотопляемыми в его системе. Первый вывод из “дела Улюкаева” в том, что Сечин, который “потопил” Михаила Ходорковского в 2003 году, через 14 лет “топит» министра экономики, “топит” его колоссальным сроком заключения на строгом режиме. Это наглядно показывает, что ничего в структуре путинской системы не меняется».
Слова Путина, который на пресс-конференции заявил, что не видит нарушения закона в неявке Сечина на суд, «только увеличило вероятность обвинительного приговора Улюкаеву», уверен политолог Евгений Минченко.
"Автор провокации растворился, только запах серы в воздухе остался", — сказал Улюкаев.
После оглашения приговора конвоиры надели на него наручники и завели в клетку. До сих пор бывший министр находился под домашним арестом. Улюкаев, пока на него надевали наручники, назвал приговор несправедливым.
14 ноября 2016 года Сечин позвонил на работу Улюкаеву и предложил встретиться в офисе «Роснефти» на Софийской набережной. Около 18.00 служебный автомобиль министра припарковался на стоянке компании. Сечин лично встретил Улюкаева и подвел к елке, где в снегу лежала увесистая сумка коричневого цвета. Со словами «можешь считать поручение выполненным», продолжил Улюкаеву взять ее. Вместе с ней он отдал министру от нее ключ. После чаепития и непродолжительной беседы в офисе «Роснефти» Улюкаев заторопился назад в министерство. Впрочем его автомобиль был остановлен силовиками.
При этом он все же добавил, что «надеется на справедливый приговор» и готовится «к долгой и счастливой жизни». Через несколько минут экс-министр уточнил, что справедливым, по его мнению, был бы оправдательный приговор.
Приговор суда по делу Улюкаева. Всё, что известно на данный момент.
Судья при этом напомнила, что Улюкаев публично говорил, что «Роснефть» не является надлежащим покупателем акций «Башнефти». «Несмотря на непризнание вины, вина Улюкаева в получении взятки подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств», — сказала она.
"Когда у тебя все в порядке, то ты отворачиваешься от людского горя. Простите меня за это, люди. Я виноват перед вами", — сказал экс-министр.
«Конец третьего срока Путина – это и невозможность защитить Кирилла Серебренникова при том, что у него масса высокопоставленных почитателей и друзей, и невозможность защитить Европейский университет, хотя его патронирует Кудрин. С этими показательными разгромами мы переходим в четвертый срок Путина, и все эти монстры, особенно раскормившиеся после Крыма, вместе с ним переезжают в четвертый срок, где собираются дальше управлять всем в стране и всем назначать те места, на которых люди должны находиться, безропотно им прислуживая», – прогнозирует политолог.
«Умышленно, осознавая последствия своих деяний, незаконно потребовал от Сечина денежные средства в размере 2 млн долларов США» , — сказано в приговоре. Сечин согласился на требование.
В своем последнем слове Улюкаев сравнил себя с пожилым гладиатором, заявил о провокации в свой адрес, попросил прощения у народа и поздравил всех с наступающим Новым годом.
Бывшему министру передали букет белых роз. «Не знаю, кто. Говорят, поклонница. Главное, чтобы жена не узнала», — пошутил Улюкаев.
Далее судья стала читать показания всех свидетелей, выступивших на процессе, но не полностью, а в сокращенном варианте, излагая суть вопроса. Затем она перечислила вещдоки из уголовного дела — диски с записями встречи и разговора Улюкаева и Сечина.
«Что касается результатов для имиджа российской правовой системы: жесткий обвинительный приговор — это негативный звоночек. При большом внимании к процессу доказательной базы недостаточно для вынесения жесткого обвинительного приговора», — сказал политолог Константин Калачев.
В своем «последнем слове», произнесенном 7 декабря, Улюкаев вновь не признал себя виновным и обвинил правоохранительные органы в многочисленных нарушениях, влиявших на ход разбирательства. В то же время экс-министр заявил, что «виновен в том, что слишком часто шел на компромиссы, выбирал легкие пути, карьеру и благополучие зачастую предпочитал отстаиванию принципов».
Улюкаева посадили на 8 лет. Эксклюзив.
Бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев попросил оправдать его по делу о взятке во время прений в суде. По словам Улюкаева, глава «Роснефти» Игорь Сечин организовал провокацию с целью снизить стоимость компании «Башнефть».
Обвинение вину Улюкаева посчитало полностью доказанной — прокуроры заявили, что она подтверждается и вещественными доказательствами, и показаниями свидетелей. При этом показания главного свидетеля и инициатора дела Сечина в суде не прозвучали: он не появился на процессе после четырех повесток.
Такой вещи как имидж российской судебной системы уже не существует, по крайней мере, в позитивном поле, категоричен политолог Глеб Павловский.
Приговор по резонансному делу в отношении экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в 2 миллиона долларов, будет вынесен сегодня, 15 декабря, Замоскворецким районным судом.
Ему также назначили дополнительное наказание в виде штрафа в размере более 130 млн рублей. Осужденному после освобождения нельзя будет занимать госдолжности в течение восьми лет.
Главная проблема, которую выявило дело Улюкаева, заключается в непонимании, где находятся «красные линии», считает Минченко: «Раньше это понимание было. Ты не заступаешь за линию, за красные флажки — у тебя все хорошо. Заступаешь — начинаются проблемы. Теперь правила исчезли. Где осталась зона комфорта — непонятно».
Компенсацией же безрезультатного ожидания в суде топ-менеджера можно считать появление там бывшего главы службы безопасности «Роснефти» Олега Феоктистова. Впрочем, его допрос в суде был засекречен — заседание прошло в закрытом режиме, а адвокаты заявили, что не имеют права разглашать данные заседания. Сам свидетель также был немногословен. На вопрос одного из журналистов «Как вам спится по ночам?» Феоктистов, проходя к выходу, ответил «Великолепно!».
Приговор Улюкаева видео. Последние события.