В Штатах молодых талантливых постановщиков, чьи сделанные от души фильмы гремят на «Сандэнсе» и в прокате, очень быстро привечает Голливуд. В обмен на славу, почет и тугие пачки долларов Фабрика звезд «заставляет» их снимать блокбастеры, которые почему-то получаются гораздо лучше, чем у тех, кто с этим жанром на ты. У нас, видимо, все работает как-то иначе: молодой талантливый Ким Дружинин после своих от души воспевших настоящий подвиг «28 панфиловцев» угодил прямиком под крылышко скандально известного министра культуры РФ Владимира Мединского. Как писали в пресс-релизах, министр «принял активное участие» в съемках его нового фильма «Танки» (и даже записал себя в титры). Что скрывается за этой фразой, все примерно догадываются. В итоге мы, конечно, получили заявленный приключенческий блокбастер, но за что с нами, доверчивыми, поступили именно так, никто теперь не скажет.
В основу сюжета положена реальная история о том, как в 1940 году два опытных образца Т-34 отправились из Харькова в Москву — проверить свою мощь и покрасоваться перед товарищем Сталиным на смотре. Никакого особого экшена в том путешествии не было: пару раз поругались, пару раз заправились, ну, может, еще медведя разбудили в лесу — пробег совершался ранней весной. Но поскольку Мединский видел в своих мечтах пресловутый приключенческий блокбастер, сценаристу пришлось добавить в сюжет следующее: лесную банду партизанящих головорезов, беспалого диверсанта-вредителя и шайку коварных фашистов, разъезжающих на черных мотоциклах с колясками. Гвоздем программы стал главзлодей — лысый, угрюмый, похожий на старого усталого Кащея субъект с немецкой фамилией, которого ввели в игру командой «Активируйте Шульца!».
Бывают такие фильмы, в которых все настолько плохо, что это даже хорошо. Так вот, «Танки» к ним не относятся. О том, что это не совсем патриотический хит, а, наверно, какая-то ошибка в описании или недосмотр рекламщиков, начинаешь догадываться задолго до выезда Т-34 за ворота завода. Знакомство с главными героями происходит так неловко и скомканно, будто дальние родственники приехали. Ты знаешь, что сейчас начнется, но участвовать в этом вообще не хочешь. Вот бравый и наидостойнеший во всех смыслах герой Кошкин (Андрей Мерзликин), вот яростный и всех подозревающий энкавэдэшник Мизулин (Антон Филипенко), вот назойливая и пылкая Катаева (Аглая Тарасова), которая непременно увяжется с мужчинами в их мужскую миссию и сначала будет всем мешать, потом кого-нибудь в себя влюбит, а в конце обязательно чтоб поцелуй и ножкой вот так.
И чем дальше, тем отчетливей в голове всплывает мысль: «Сдается мне, джентльмены, это была комедия». Первый же экшен с драками и перестрелками являет собой разухабистую мешанину из свиста пуль, криков невпопад, неуклюже мятущихся актеров и вымученных возгласов вроде «Врешь, не уйдешь!» и «Твоя взяла!». Отдельно стоит отметить залихватские гонки по полям (колоски крупным планом прилагаются): несмотря на то, что фашисты-байкеры носятся за танками под музыку, патриотично вдохновленную «Неуловимыми мстителями», выглядит все это действо как «Безумный Макс» в пересказе посмотревшего экранку пьяненького соседа.
Особого шарму всей это буффонаде добавляет бедняга Шульц. Видимо, просто не представляя, как победить столь непобедимую команду, да еще и в таких непробиваемых танках, он по большей части многозначительно молчит. При этом каждое свое злодейское действие совершает с настолько лютым видом, что в его уста так и просится каноничное «Руссишес швайн!». Казалось бы, невозможно было изобразить этот шаблон из шаблонов еще более комично, но нет. Безумие достигает своего апогея в сцене с трагической кончиной Шульца. Она является не только самой смешной во всем этом патриотическом хите, но еще и намекает нам на то, что Мединский хорошо знаком с творчеством Чарли Чаплина и нежно любит его ранние фильмы, те, которые с падениями и тумаками.
Актеры, конечно, старались как могли. Андрей Мерзликин регулярно подбрасывал в Кошкина пафоса, как умелый печник дрова в баньку, Антон Филипенко и Аглая Тарасова изо всех сил пытались нахимичить хоть какую-то искру, но если на заведомо мертвую лошадь нацепить даже самое красивое седло и вложить ей в зубы сахарок, «и-го-го» она не скажет. Поэтому и финальный диалог Кошкина с предателем Родины, когда бравый конструктор прочувственно выдает какие-то патриотические потуги, становится для зрителей лишь напоминанием о том, что конец фильма близок, потерпите.
В Интернете одно время гуляла картинка из комикса, на ней изображен зеленый желчный пузырь с грустным лицом, коричневыми камнями в руках и подписью: «Я сделяль». Владимир Мединский, должно быть, невероятно горд тем, что он «сделяль», а вот для Кима Дружинина этот проект стал даже не шагом назад, а шагом в пропасть. Грустно, что реальный Михаил Кошкин не дожил до своего триумфа, когда его Т-34 громили немцев на полях Второй мировой, но зато все уважающие его люди могут спать спокойно: фильма-недоразумения «Танки», этих невнятных приключений танкистов в Союзе, он не увидит.