Праздничный календарь
Оглавление:
Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.
Церковные православные праздники 2 октября
Трофим и Зосима
Благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Благоверного князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского
Международный день ненасилия
Международный день социального педагога
Ганди Джаянти — день рождения Махатмы Ганди
2 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 2 октября
Трофим и Зосима
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта.
Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру во Христа в период правления римского императора Проба.
Житие святого мученика Трофима приходилось на третий век нашей эры в период правления римского императора Проба. Во время странствия по Антиохи Трофим и его друг Савватий стали свидетелями проводимого в городе большого языческого праздника, на котором рекой лилось вино, повсюду царил разврат и бесчинства. Видя это моральное разложение горожан, святые Трофим и Савватий стали проповедовать о скорейшем покаянии для спасения души.
Стражники схватили проповедников и повели их на расправу к градоправителю. Языческие судьи учинили показательный суд над Трофимом и Савватием. Обвиняемым было предложено добровольно, во избежание мученической смерти отречься от христианского вероучения и принести жертвы в языческое капище. Святые Трофим и Савватий мужественно отказались от подобного богохульного предложения. Судьи приговорили их к жестоким пыткам. Во время истязания святой Савватий скончался. Трофима же погнали обутого в металлические сандалии с шипами внутри в город Синнад. Пешее мучение длилось три дня. Правитель Фригии Дионисий специально прибыл в Синнад для показательных мучений над святым мучеником. Дионисий вошел в историю как один из самых изощренных и безжалостных палачей. Он подверг святого Трофима немыслимым мучениям, пытаясь добиться от последнего отречься от Христа, но все было тщетно.
Трофима бросили в темницу умирать от полученных ран и увечий, после чего отрубили ему голову. Потому 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) он почитается как мученик.
О житии святого мученика Зосимы известно, что жил он в четвертом веке в Киликии. Дометиан, правитель Киликии, во время охоты в пустыне узрел, как какой-то старец ходит среди диких животных и беседует с ними, подобно с людьми. Когда же охотники попытались поохотиться на тех животных, то их ждала неудача. Звери разбежались. Тогда ловцы схватили старца и привели его к правителю, полагая, что поймали колдуна.
Дометина спросил, как зовут старца. Старец ответил, что его зовут Зосима и является он христианином. Зосиму отвели в город, где над святым мучеником учинили суд. Дометиан обвинил Зосиму в колдовстве и вопрошал, как ему удается общаться с животными как с людьми и почему он пустыне, а не в городе среди людей. Зосима отвечал, что он не может жить среди нечестивых язычников, оттого и пошел жить в пустыню среди зверей. Господь же наделил его даром понимать язык зверей.
Узнав о том, что Зосима восхваляет Господа, Дометиан повелел отправить святого Зосиму в Назарет в оковах, дабы учинить над ним казнь. В Назарете святого мученика подвесили вниз головой, к шее подвязали большой камень, а палачи принялись рвать его тело металлическими когтями. 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) его чтят как мученика.
После истязания Дометиан вновь стал допрашивать Зосиму, обвинять его в волшебстве. Зосима же вновь отвечал, что он не волшебник и что даром понимания зверей его наделил Христос. Тогда Дометиан предложил Зосиме призвать к себе хищного зверя, а взамен обещал самолично креститься. Тогда Зосима стал молить Господа прислать к нему льва. Свершилось чудо, о котором вспоминают 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы). В Назарет прибежал огромный лев и подошел к подвешенному Зосиме, подлез под камень, который висел на шее у мученика и тем самым облегчил его страдания. Когда палачи отвязали святого, то увидели, что тот испустил дух. Тело святого Зосимы был похоронено со всеми христианскими почестями.
Благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Приурочен князю Феодору Черному (внуку Владимира Мономаха) и его двум сыновьям. Их святые мощи покоятся в Феодоровском кафедральном соборе в г. Ярославле.
Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным, и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил.
В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. В 1290 г., после смерти первого сына — князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.
5 марта 1463 г. были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Благоверного князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского
Праздник в честь великого князя Игоря – сына Олега Святославича. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове. Святой благоверный князь Игорь Черниговский.
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сыном Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава 1073 г.» и «Изборника 1076 г.».
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей:
«Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».
Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
Международный день ненасилия
Существует много такого,
за что я готов умереть,
но нет ничего такого,
за что я был бы готов убить.
Махатма Ганди
Международный день ненасилия (International Day of Non-Violence), установленный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 15 июня 2007 года (A/RES/61/271), отмечается ежегодно 2 октября во многих странах мира.
Дата выбрана не случайно: 2 октября 1869 года родился Махатма Ганди, лидер движения за независимость Индии и основоположник философии ненасилия.
В соответствии с резолюцией ООН, Международный день служит дополнительным поводом для того, чтобы «пропагандировать ненасилие, в том числе путем просветительной и общественно-разъяснительной работы». В документе подтверждается «универсальная значимость принципа ненасилия», а также желание «утвердить культуру мира, терпимости, понимания и ненасилия».
Государственный министр по международным делам Индии Ананд Шарма, внося эту резолюцию от имени 140 авторов на рассмотрение Генеральной ассамблеи, заявил, что «широкий и разнообразный спектр создателей документа является отражением чувства глубокого уважения к Махатме Ганди, а также непреходящего значения его философских взглядов». В своем выступлении он привел следующее высказывание покойного руководителя: «Ненасилие является величайшей силой в руках человечества. Оно мощнее самого мощного разрушительного оружия, порожденного человеческой изобретательностью».
Принцип ненасилия, известный также как ненасильственное сопротивление, отрицает использование физического насилия для достижения социальных или политических изменений. Считается, что существует три основных категории ненасильственных действий: выражение протеста и убеждение (сюда относится, в частности, проведение маршей и пикетов); отказ от сотрудничества; ненасильственное вмешательство (например, блокирование движения или захват помещений без причинения вреда людям). Нередко характеризуемая как «политика простых людей», эта форма социальной борьбы была принята широкими массами населения во всем мире в борьбе за социальную справедливость.
В современном же мире, где насилия и социальной несправедливости, к сожалению, еще очень много, и к тому же велико и число вооруженных конфликтов и столкновений в разных странах, День ненасилия — весьма актуальная и важная дата.
Международный день социального педагога
Международный день социального педагога, который отмечается ежегодно 2 октября, — сравнительно молодой праздник.
В мае 2009 года в Копенгагене прошла XVII Международная конференция социальных педагогов. В этом мероприятии участвовали представители 44 стран, в том числе и России. Конференция оказалась знаменательной, поскольку именно на ней было принято решение учредить международный праздник всех социальных педагогов.
Напомним, что социальной педагогикой называется наука, которая исследует воспитание в контексте социализации, то есть учитывает воздействие окружающей среды на формирование личности. Одна из функций социальной педагогики — разрабатывать систему мероприятий, позволяющих воспитывать человека оптимальным образом.
В День социального педагога в разных странах мира проводятся тематические мероприятия, главным образом, профессиональные конференции, форумы, семинары. На них обсуждаются самые разнообразные темы. Вот лишь несколько примеров: повышение роли семьи в развитии социума; духовно-нравственный и социально-политический потенциал сплочения российского общества; здоровый образ жизни и проблемы воспитания молодежи; социальные конфликты и методы их преодоления; информатизация общества.
Свои мероприятия организуют также высшие учебные заведения, которые готовят социальных педагогов. Университеты и институты проводят научно-методические игры, мастер-классы и семинары, а сами студенты готовят капустники и концерты.
Ганди Джаянти — день рождения Махатмы Ганди
Ганди Джаянти (Gandhi Jayanti) — национальный праздник в Индии в честь Дня рождения выдающегося руководителя национально-освободительного движения индийского народа Мохандаса Карамчанда Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) — официально названного в Индии Отцом нации. Праздник ежегодно отмечается 2 октября в стране повсеместно и является одним из трех официально провозглашенных национальных праздников.
Ганди родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар (штат Гуджарат). С 1893 по 1914 год жил в Южной Африке, где руководил движением против расовой дискриминации. Переписывался с Л.Н. Толстым.
В 1915 году Ганди вернулся в Индию и возглавил освободительную борьбу. Он являлся идейным руководителем партии Индийский национальный конгресс (ИНК). Неоднократно избирался его президентом. Проповедовал ненасилие, выступал за единство индусов и мусульман, за ликвидацию кастового и социального неравенства, за отмену неприкасаемости.
В 1942 году Ганди возглавил антианглийское движение. Несколько раз арестовывался английскими властями. Написал автобиографическую книгу «Моя жизнь». При жизни назван Махатмой (санскр. mah?tm?), что означает «великая душа» (Great Soul). В 1948 году во время молитвы был убит индусским фанатиком.
Могила Ганди в Дели (Фото: paul.bard.ru)
Ганди Джаянти отмечается всенародно, празднования проходят по всей стране. В Дели основным местом, связанным с памятью Ганди, является его могила Ганди Самадхи в Раджгхате (на берегу Джамны, в районе Красного форта), где захоронена часть его праха.
В день рождения Ганди здесь собираются руководители Индийской Республики, религиозные лидеры различных конфессий, а также жители Дели. Присутствующие возлагают гирлянды цветов, специальные хоры поют религиозные гимны, священнослужители читают отрывки из «Бхагавадгиты», Корана, Нового завета.
А во всем мире 2 октября, в день рождения Махатмы Ганди, отмечается Международный день ненасилия (International Day of Non-Violencе).
Источник