Повышение процентных ставок, напротив, повлияет на фундаментальный спрос на жилье для личного пользования, хотя, как отмечается, уровень ставок не является единственным фактором, определяющим этот спрос. Однако, кладка кирпича в туле на рынке остается прежней, несмотря на общий рост цен в этом сегменте. «Еще до начала цикла денежного ужесточения мы увидели первые сигналы о охлаждении рынка. Количество кредитных запросов (данные Бик) снизилось с весеннего пика на 25 процентов. Спрос типа FOMO (Fear of Missing Out), о котором сообщают люди, обеспокоенные дальнейшим ростом цен, вероятно, в значительной степени был удовлетворен или погашен ростом цен», — подчеркнули аналитики.
Они добавили, что данные НБП по выдаче новых кредитов указали на рекордную стоимость выданных в сентябре кредитов, однако это может быть во многом следствием ограниченных обрабатывающих мощностей банков. В сентябре были выданы кредиты, на которые заявки поданы, вероятно, в районе июня. Таким образом, производство кредитов в будущем будет меньше, и не только из — за повышения ставок, считают экономисты.
Они прогнозируют, что цены на недвижимость вырастут на 3,2 процента. в том числе и 4,5 процента. в следующем году. По их мнению, вторая половина 2022 года приведет к заметному замедлению роста. В долгосрочной перспективе цены в крупных городах будут поддерживаться ограниченным предложением новой недвижимости.
Аналитики обратили внимание, что в публичном пространстве появляются идеи вмешательства на рынке недвижимости с помощью налоговых инструментов (кадастр, налогообложение вакансий). «Как бы ни было маловероятно в польских условиях, этот аспект жилищной политики следует рассматривать как долгосрочный риск для спроса на недвижимость», — заявили они.
По оценке Пекао, сегмент потребительского кредитования останется в значительной степени нечувствительным к повышению процентных ставок.(ПАП)