Повышение цен на бензин в 2018 году в России, последние новости
Повышение цен на бензин в 2018 году в России, последние новости. Tver-portal.ru информирует. Последние новости на сегодня, 14 июня 2018 года.
Уже больше месяца стоимость бензина неуклонно растет. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше индекса потребительских цен (0,4%). Дальше — больше: с 29 апреля по 23 мая бензин вообще стал дороже на 3-7% (в некоторых регионах цена выросла сразу на 5 рублей за 92-й.
Повышение цен на бензин в 2018 году в России, последние новости. Причины подорожания бензина в России с начала 2018 года
Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за повышение акцизов на бензин в 2018 году стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.
В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.
Почему так резко подорожал бензин в мае 2018 года? Первая причина – сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10-15%.
Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.
При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории РФ.
Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.
Так, получается нехватка бензина, поэтому повышается цена. Тонна бензина в средней стоит пятьдесят пять тысяч рублей, а дизельное топливо около пятидесяти тысяч.
Последняя причина подорожания – поднятие акцизов. Осенью предыдущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение о ежегодном повышении на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей.
60% от стоимости бензина уходит на налоги. Поэтому повышение фискального бремени сильно влияет на цену бензина.
Почему дорожает бензин в России в 2018 году? Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.
При этом аналитики не ждут, что ситуация выправится: напротив, вскоре россияне увидят на АЗС новые цены.
Повышение цен на бензин в 2018 году в России, последние новости. Комментарии чиновников
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне [руководитель ФАС России Игорь] Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.
А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!
В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация.
Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.
Прогноз цен на бензин в 2018 году в России
ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.
РИА «Новости» считают, что приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам: «В последние годы [акцизы] были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты.
У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть… Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. И нефть продолжает дорожать… Здравствуй, бензин по 50 рублей?
Повышение цен на бензин в 2018 году в России, последние новости. Мнение экспертов
К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.
— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся «проглотить пилюлю».
Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.
— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.
Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому на сколько подорожает бензин в 2018 году, можно только догадыватся. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.
Будет ли снижение цен на бензин в 2018 году? Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.
Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.
— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо. И в преддверии этих изменений цены сразу пошли вверх. Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу. В нынешнем году это стало особенно заметно, так как инфляция снизилась до рекордных 2,2%. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин может подорвать всю борьбу с инфляцией.
В России это происходит уже в четвертый раз: такое было в 1995 году, в 1998-1999 годах, в 2007-2008 годах, и сейчас очередной кризис, который начался в конце 2014 года.
Когда в стране происходит экономический кризис, резко падает курс национальной валюты, то правительство берет на себя административное регулирование рынков наиболее социально значимых товаров — в первую очередь бензина и дизельного топлива. В итоге получается, что цены на бензин и дизель становятся очень низкими в валютном выражении.
Сейчас розничная цена дизельного топлива и бензина на заправках в России в 2-3 раза ниже, чем в Европе. Из-за этого производители бензина и дизельного топлива с вожделением смотрят на внешний рынок, но ФАС стоит на страже, и не дает экспортировать большие объемы этих видов топлива. В итоге административное регулирование как всегда привело к тому, что у нас стало невыгодно производить моторные топлива. Это при том, что за последние годы у нас очень сильно выросли мощности по переработке: за три года было введено сразу восемь крупных нефтеперерабатывающих заводов.
Фактически компании отбивают прибыль от нефтепереработки за счет нефтехимии и разного рода асфальтов, битумов и так далее, но бензин и дизель прибыли не приносят. Полагаю, что от административного регулирования пора отказаться давно, так как в этом случае цены сразу подскочат. И для того, чтобы цены резко не подскочили, нужно осторожно отрегулировать рыночные механизмы.
Есть три главных механизма, которые нуждаются в настройке. Во-первых, налоги, которые входят в бензин и дизельное топливо — они уже выросли до 70% от розничной цены. Во-вторых, нельзя до бесконечности опускать курс национальной валюты, так как идет разбалансировка цен на топливо с внешним рынком.
Кроме того, нужно установить заградительные таможенные пошлины. Пошлины на вывоз дизельного топлива в этом году в 10 раз ниже, чем в 2014 году. Это при том, что надо защищать рынок. В этой ситуации наш монополист, транспортная компания «Транснефть», запустила систему продуктопроводов «Юг», которая соединяет центральную и восточную европейской части России с портом Новороссийск — откуда идет главный поток экспорта. Они намерены вывозить по нему 8 млн тонн, и 99,9% объема пойдет на экспорт. Это крайне неуместная мера, так как она приведет к снижению предложения на внутреннем рынке.
Сейчас эта система поставила под угрозу внутренний рынок, потому что если мы увеличим экспорт дизельного топлива на 8 млн тонн, этот объем ведь можно взять только с внутреннего рынка. Внутреннее потребление у нас и так низкое. Например, в Канаде и Норвегии потребление дизеля и бензина на душу населения в три раза больше, чем в России, при этом у нас одинаковые климатические условия. Сейчас государство взяло курс на повышение благосостояния населения, и если это будет сделано успешно, то потребление дизтоплива и бензина подскочит как минимум в два раза, а то и больше. В результате транспортная система «Юг» окажется совершенно ненужной.
На мой взгляд, на рынке сложилась предкризисная ситуация. Напомню, что и в 2000, и в 2008 году, когда возникали региональные дефициты дизельного топлива и бензина, цены за один день поднимались в два раза. В Москве, конечно, такого не допустят, а где-то в провинции это может произойти запросто.
Источник