Кинематограф зародился в конце XIX века. В самом начале ролики длились не более минуты, и то это считалось необычайным достижением и вызывало бурный восторг у публики. Зрители плакали, смеялись, надеялись вместе с положительными героями и осыпали проклятьями отрицательных персонажей. Давайте отмотаем пленку времени назад и насладимся просмотром потрясающих комедий эпохи немого кино.
1. Политый поливальщик, 1895 год
Режиссер: Луи Люмьер
История кинематографа началась с братьев Люмьер. Не удивительно, что первый представитель подборки лучших немых комедий является детищем родоначальников данной отрасли развлечений. Короткометражка «Политый поливальщик» не дотягивает по продолжительности даже до современных трейлеров. Сравнение бессмысленно, ведь некорректно проводить аналогии со звуковыми картинами. Однако все великое стартовало с крошечных шажков. Всего в одну минуту экранного времени авторы вложили полноценное комедийное произведение, включающее пролог, завязку, кульминацию и развязку.
В первой сцене перед зрителем возникает садовник, поливающий газон из шланга. Дерзкий хулиганистый мальчишка подкрадывается сзади и наступает ногой на шланг, препятствуя водяному потоку. Работник в недоумении пытается выяснить причину заминки и заглядывает в наконечник. В этот же миг коварный мальчишка убирает ногу. Так поливальщик сам становится политым.
2. У человека несколько голов, 1898 год
Режиссер: Жорж Мельес
Жорж Мельес сумел доказать, что одна голова хорошо, а несколько — намного лучше. В его картинах впервые применялись спецэффекты, беспрецедентное явление для тех времен. Без фильма «У человека несколько голов» не получила бы развитие технология смешения нескольких кадров, которая широко использовалась кинематографистами вплоть до изобретения компьютерной графики.
Прославленный фокусник показывает зрителям мастерство иллюзиониста, снимая, будто шляпу, свою собственную голову. Но, вот чудо из чудес, на месте старой тут же возникает новая. Одиночество мужчине явно не грозит. Он создает музыкальный коллектив, состоящий из забавной группы певцов, а сам выступает в роли фронтмена. Фокусник исполняет заводную мелодию на банджо, головы дружно подпевают. Публика ликует, аплодисменты, занавес!
3. Большой глоток, 1901 год
Режиссер: Джеймс Уильямсон
Вот бывают ситуации, когда совсем не хочется фотографироваться. В такие моменты прекрасно понимаешь чувства главного героя картины «Большой глоток». К респектабельному джентльмену назойливой мухой прицепился уличный фотограф. Он тихонько направил объектив камеры в его сторону. Однако мужчина заметил наглеца и явно выразил свое недовольство, проглотив папарацци вместе с оборудованием.
Этот фильм является одним из первых примеров целенаправленного заигрывания с публикой в зале кинотеатра. Драматические инновации, использованные Джеймсом Уильямсоном, легли в основу так называемого «приема разрушения четвертой стены», когда персонаж знает, что находится в фильме. Последний раз подобная тактика применялась в нашумевшем «Дэдпуле».
4. Да здравствует холостяцкая жизнь, 1908 год
Режиссер: Макс Линдер
У истоков кинематографа, когда он еще назывался синематографом, режиссеры не брезговали совмещать несколько профессий. Это сейчас появление в кадре великого и ужасного метра приравнивается к сошествию Бога на бренную землю. Не будем ходить далеко, Макс Линдер, попробовал себя в роли актера, сценариста и даже монтажера. Жанр комедии был его коньком, хотя он создал более 500 картин самой различной направленности. Очень жаль, что судьба гения закончилась так печально. В возрасте 41 года он решил свести счеты с жизнью.
Фильм «Да здравствует холостяцкая жизнь» обязателен к просмотру всем людям, находящимся в стабильных отношениях. Дело в том, что после нескольких лет совместной жизни мы воспринимаем партнера как должное и перестаем ценить его заслуги. В первой сцене главный герой скандалит с супругой, под влиянием ссоры женщина собирает вещи и уезжает к матери. Новоявленный холостяк несказанно обрадовался перспективам свободы, но позже осознал, что бытовые хлопоты ему неподвластны.
5. Ночь перед рождеством, 1913 год
Режиссер: Владислав Старевич
Сюжет полностью соответствует канону произведения Николая Гоголя. В ночь перед Рождеством хатку распрекраснейшей ведьмы Солохи посещает Черт. Однако другие ухажеры не дали мистическому герою-любовнику всласть помиловаться с зазнобушкой. Женщина рассовывает поклонников по мешкам одного за другим. По дворам ходят колядующие, именно так Бес совершенно случайно попадает к Вакуле. У парубка есть проблема – он влюблен в бессердечную Оксану и сгоряча пообещал добыть ей башмачки царицы.
Советский кинематограф развивался независимо от «загнивающего капиталистического запада». Значение работы Владислава Старевича сложно переоценить. Во-первых, это первая экранизация повести. Во-вторых, в этом фильме режиссер объединил анимацию и актерскую игру. В-третьих, несмотря на отсутствие звука, юмор буквально искрится и заставляет зрителя хохотать до упада.
6. Вечер в мьюзик-холле, 1915 год
Режиссер: Чарли Чаплин
Подборка была бы не полной без упоминания имени непревзойденного мастера комедии – Чарли Чаплина. Это не первая и не последняя его работа, но она достойна вашего внимания. В центре истории находится некий Мистер Пест, решивший посетить мьюзик-холл. Вечер перестает быть томным, когда мужчина спорит с дирижером и ввязывается в драку. Он скачет с места на место, попадая во все новые досадные ситуации.
Другая ключевая фигура фильма – пьяница Роуди. Алкоголик ведет себя по-свински, бросая в театралов мороженым и обливая их водой. Хочется отметить умение Чаплина перевоплощаться в диаметрально противоположных персонажей. Мистер Пест – типичный представитель бомонда, такой себе щеголеватый денди. Роуди – его антипод и вконец опустившийся тип.
7. Принцесса устриц, 1919 год
Режиссер: Эрнст Любич
Все-таки сценаристам немых фильмов несказанно повезло. Перед ними открылось бесконечное поле для деятельности. Они могли писать примитивные истории без страха показаться зрителям плагиаторами. С картиной Эрнста Любича складывается аналогичная ситуация. У устричного магната, выходца из самых низов, складывается сладкая жизнь. Он всего добился сам и теперь катается, будто сыр в масле. За ним по пятам ходит сонм преданных лакеев.
У богача имеется любимая дочь на выданье, немного грубоватая девушка с завышенным самомнением. Она мечтает выйти замуж за принца, и отец потакает ее прихоти. На руку претендует разорившийся аристократ. Зятек хочет обогатиться, но совершает оплошность, поменявшись местами со своим слугой. Динамике и насыщенности «Принцессы устриц» позавидовали бы лучшие современные комедии.
8. Пугало, 1920 год
Режиссер: Бастер Китон
В моем родном и любимом городе часто проводят сеансы немого кино с тапером. На таком мероприятии я и познакомилась с творчеством Бастера Китона. До этого дня я была ярой фанаткой Чарли Чаплина, но после нескольких часов, проведенных в компании невероятно колоритных картин, величие Китона потеснило с Олимпа знаменитого комика.
Два батрака проживают в небольшом домике, расположенном на территории фермы работодателя. Коллеги поддерживали дружеские отношения и делили хлеб, пока не увидели дочку нанимателя. Влюбленные парни становятся непримиримыми врагами и строят друг другу козни в попытках добиться расположения неприступной красавицы. Противодействующей силой выступает старый фермер, он всячески противится неравному союзу.
9. Семь лет несчастий, 1921 год
Режиссер: Макс Линдер
Ох, до чего же может довести человека суеверность. Непримечательным ранним утром Макс разбивает зеркало. Его доверенный слуга, вскользь оброняет фразу, мол, происшествие сулит ни много ни мало, а целых 7 лет неудач. Главный герой не хочет мириться с судьбой и принимает решение избегать опасностей. В результате повышенная осторожность приводит к неописуемым курьезам.
Линдер славится умением находить комичное в самых обыденных вещах. С первого взгляда сюжет кажется высосанным из пальца, однако фееричное обыгрывание незатейливых историй делает картину незабываемой. Некоторые сцены хочется пересматривать вновь и вновь, настолько умело и интересно они отсняты.
10. Наконец в безопасности, 1923 год
Режиссер: Фред С. Ньюмейер
Сравнивая качество изображения в первых немых фильмах и более поздних картинах невозможно не заметить огромный прогресс технологии съемки. «Наконец в безопасности» можно смело считать одним из лучших образцов черно-белого кинематографа. Головокружительная сцена с главным героем, повисшим на стрелке часов явное тому подтверждение. Ранее подвижные сцены выходили смазанными, но здесь четкость поражает.
Парень из провинции отправляется в большой город на поиски счастья. Он мечтает сделать карьеру и наконец-таки сыграть пышную свадьбу с любимой девушкой. Жизнь вносит свои коррективы в наивные чаянья героя, в мегаполисе полным-полно таких же амбициозных юношей, как и он. Парень устраивается продавцом на мизерную ставку и дело стопорится. Неожиданно избранница нагрянула с визитом к своему кавалеру. Теперь ему придется вертеться белкой в колесе и во что бы то ни стало добиться успеха.
Приятного вам просмотра!
Автор: Софи Пулен