Если вы думаете, что полиамория — это просто ещёодин способ определения предательства, открытой пары или секса со всеми подряд, то вы очень сильно отстали от современных трендов на жизнь. Но не переживайте, сейчас мы разберёмся, что же это такое, с чем ее едят, почему она так нравится — и будет нравиться — все больше и больше, и почему подходит далеко не всем.
Что такое полиамория?
Вы, наверное, уже слышали о полиамории и полиаморных отношениях. Может быть, на каких-то телевизионных ток-шоу или просматривая статьи о сексуальных тенденциях, но у вас нету чёткого понимания. Это не ваша вина: о полиамории слишком много пустых разговоров и мало толковых.
Это понятие часто ассоциируется со всем, что ставит под сомнение старую добрую моногамию: предательство, открытые отношения, обмен партнёрами, беспорядочный секс. Но полиамория — это нечто гораздо более конкретное и кодифицированное: согласно определению, данному poliamore.org, полиамория — это «практика, желание или простое принятие идеи, что человек может любить нескольких людей одновременно.» Тогда мы говорим об открытой паре, не так ли? Нет.
В открытых отношениях центральное место по-прежнему принадлежит моногамной паре с признанием того, что один или оба партнёра могут иметь другие отношения преимущественно сексуального характера. В полиамории всё усложняется: речь идёт не о внебрачных сексуальных отношениях, а о возможности «иметь более одного интимного, сексуального или эмоционального партнёра одновременно, с явного согласия всех нынешних и потенциальных».
Одной из фундаментальных характеристик полиаморных отношений является усогласование и обмен мнениями. Настолько, что синоним полиамории — этическая немоногамия. Вот почему предательство — последняя вещь, которую вы можете себе представить, слыша о полиамории: тут основой являются этика и честность, а в предательстве (мы все это немного знаем) нет абсолютно ничего этичного.
Как она работает?
Это не оргиастический бунт (а если и да, то хорошо согласованный) и не мутный обмен парами (а если и да, то см. выше): полиамория питает и питается от свободы людей, которые выбирают её как образ жизни, но также предполагает и навязывает довольно жёсткие правила.
Прежде всего, как мы видели ранее, есть консенсус, разделение и этика, а это уже немаловажно. Нам, привыкшим с раннего возраста к мечтам о принце на белом коне, единственной и неповторимой женщине на всю жизнь и концовкам сказок «и жили они долго и счастливо» нелегко — или не всем — представить и принять, что могут существовать альтернативы моногамии. И, возможно, ещё труднее представить, что мы можем иметь дело со «структурированными» альтернативами, особенно если принять тот факт, что термин«полиаморные отношения» набрал популярности только в начале 1990-х годов.
Дело в том, что у полиамории может быть много разных вариаций, но у всех будут одни и те же правила и принципы честности, прозрачности и внимания к потребностям и желаниям других людей, вовлеченных в отношения. Так называемые иерархические отношения, в которых признаются первичные и вторичные партнёры, могут быть в равной степени полиаморными; триада или равные отношения между тремя разными партнёрами; T-отношения, в которых вторичный партнёр переплетает эмоциональные или сексуальные отношения с обоими компонентами первичной пары; V-отношения, в которых только один партнёр имеет отношения с двумя другими, которые, однако, не затронуты эмоционально или сексуально друг с другом.
И это всё только некоторые из возможных типов. Важно то, что все вовлечённые люди открыто и искренне делятся своими ожиданиями и ограничениями: как объясняет эксперт по отношениям Сьюзен Винтер, связи и ограничения в полиамории отличаются от тех, которые существуют в моногамных отношениях, но от этого не становятся второстепенными.
Полиамория, ревность и распорядок дня
Пока все очень мило, правда? Может быть, теперь вы уже представляете полиаморных людей не как похотливых сатиров и вакханок, а как симпатичных — и очень этичных — хиппи в цветочных венках, способных даровать любовь любому. По правде говоря, полиаморные люди — в основном, «нормальные», с нормальной работой, счетами, ипотекой и детьми, и с нормальным восприятием широкого спектра эмоций. Как, например, ревность.
Как объяснил Джеффри Миллер, профессор психологии в Университете Нью-Мексико и один из самых плодовитых исследователей в области эволюционной психологии, «альтернативной» сексуальности и полиамории, ревность имеет эволюционные (и, следовательно, очень древние) корни. Она также выполняет важные адаптивные функции: например, укрепление связи пары, чтобы гарантировать определенность отцовства и ограничить распространение заболеваний, передаваемых половым путем.
В полиамории ревность побуждает особенный вид приятного сострадания, которое чувствует человек, зная, что один из его партнёров счастлив с другим. Полиаморные люди заверяют, что попытка почувствовать искреннюю радость не защитит вас от кома в горле и постоянных вопросов «где и чем занимается он/она», но это, безусловно, помогает.
В дополнение к ревности есть ещё один острый момент, с которым должны справляться полиаморные люди, — это управление временем и ресурсами. Наличие полиаморных отношений, какими бы они ни были, подразумевает эффективную организацию времени, которое вы можете посвятить каждому партнёру, а также эмоциональные, умственные и экономические ресурсы, которые могут быть распределены всем поровну.
Короче говоря, это всё намного сложнее, чем придумать футбольный матч, чтобы поехать к любовнице!
Подходит ли такой стиль жизни всем?
Мы уже увидели, как полиамория работает (или должна работать). В этот момент может возникнуть вопрос, способен ли каждый из нас потенциально быть полиаморным. Точного ответа не существует.
Полиамористом, назовем его так, нельзя родиться, но можно стать. Конечно, по природе своей менее ревнивому человеку может быть проще, но теоретически любой в праве обнаружить, что он чувствует себя более комфортно в отношениях с несколькими эмоциональными и/или сексуальными партнёрами.
Однако (немногие) имеющиеся данные говорят нам, что полиамория, безусловно, не просто проходящее мимо явление, а реальная тенденция, которая становится все более распространённой среди миллениалов и представителей поколения Z. Более привыкшие к восприятию себя как изменчивых в плане сексуальной ориентации и образа жизни, молодые люди лучше чувствуют концепцию бесконечности любви и считают моногамию уже устаревшей.
Согласно последним исследованиям, около 4-5% взрослого населения США имеют этические немоногамные отношения, а некоторые из них являются конкретно полиаморными.
У нас официальных статистических данных нету, поэтому общую картину представить сложно. Скорей всего, такие «новинки» будут приживаться ещё очень долго. Но, к счастью, любовь в воздухе. И «полилюбовь» тоже!