Прежде чем обосноваться во вселенной «Людей Икс», Брайан Сингер успел собрать иную команду героев, наделенных совсем другими суперспособностями. Когда «Подозрительные лица» в 1995 году добрались до больших экранов, то произвели настоящий фурор. Голливуд воспылал горячей любовью к криминальной комедии, которая быстро стала классикой и заняла почетное место в истории поп-культуры. Фильм запомнился зрителям благодаря неожиданной развязке, а некоторые фразы из него разошлись на цитаты.
Нельзя сказать, что работа над «Подозрительными лицами» прошла без сучка, без задоринки, но Сингеру и его коллегам удалось разобраться со всеми проблемами, пусть порой им и приходилось принимать нестандартные решения. Однако в итоге все получилось как нельзя лучше. «Подозрительные лица» стали новым витком в карьере не только Брайана, но и многих других участников команды. Сценарист Кристофер МакКуорри принимал поздравления за шикарный сценарий и стал востребованным автором, а теперь еще и ответственен за лучшие части франшизы «Миссия: невыполнима». Кевин Спейси и Бенисио дель Торо быстрыми темпами стали взбираться на голливудский Олимп. Ну а Сингер, как многим известно, привел на большие экраны мутантов из комиксов Marvel и тем самым вернул интерес публики к супергеройскому жанру.
Сегодня фильму «Подозрительные лица» исполняется 25 лет. Даже если вы уже знаете, кто такой Кайзер Созе, то, возможно, некоторые факты из истории создания криминальной комедии вас удивят. В честь юбилея картины LostFilm.INFO раскрывает секреты появления на свет одного из самых нетривиальных фильмов за последние несколько десятилетий.
Еще до того, как у «Подозрительных лиц» появился какой-либо сюжет, сценарист Кристофер МакКуорри придумал название и постер фильма. В сатирическом издании Spy была постоянная рубрика под названием The Usual Suspects, что само по себе является отсылкой к культовой драме «Касабланка». Тогда МакКуорри подумал, что хорошо бы назвать так фильм, но о чем он будет? Наиболее часто подозреваемые лица — группа парней, выстроившихся в линию на полицейском опознании. Так родилась идея постера, а уже потом появились детали. МакКуорри когда-то работал в фирме под начальством Кайзера Суми, которому он однажды сказал: «У тебя прекрасное имя. Однажды ты станешь злодеем моего сценария». Собственно, так и получилось. Когда дело дошло до «Подозрительных лиц», МакКуорри вспомнил о бывшем боссе, но решил использовать имя не полностью, а лишь частично, чтобы избежать правовых проблем. Вторая часть имени неуловимого преступника позаимствована из турецкого языка и переводится как «болтовня». Еще одним источником вдохновения для МакКуорри послужила история преступника Джона Листа, который убил собственную семью, исчез и начал новую жизнь, избегая правосудия на протяжении 18 лет.
Если говорить о Кевине Спейси, то предложение сыграть в «Подозрительных лицах» он получил еще до того, как проект обрел реальные черты. Актер познакомился с Брайаном Сингером на одном из показов его дебютной картины «Публичный доступ». Фильм настолько понравился Спейси, что он сразу же напросился в следующий проект начинающего режиссера. «Я воспринял это как задание, потому что преклоняюсь перед этим человеком как перед актером», — признавался впоследствии Сингер.
Когда Спейси читал сценарий «Подозрительных лиц», он даже не знал, какая роль предназначена ему. Актеру понравились образы Китона и следователя Дэйва Куйана (их сыграли Гэбриел Бирн и Чазз Пальминтери соответственно). Однако больше остальных внимание Спейси привлек Роджер Кинт по прозвищу Болтун, чья роль ему как раз и была отведена по задумке Сингера и МакКуорри. Последний позже признавался, что писал образ мошенника, представляя Спейси, поскольку он был малоизвестен в то время, а значит, зрители бы не придали особого значения словам и действиям второстепенного персонажа.
В «Подозрительных лицах» мог появиться Аль Пачино, которого создатели фильма видели в роли Дэйва Куйана. Однако актер предпочел образ другого полицейского — он сыграл в «Схватке». Как утверждал Аль Пачино, два копа за год для него было бы многовато, так что он выбрал более престижный и громкий проект Майкла Манна. Потенциальным кандидатом в список подозреваемых был Гарри Дин Стэнтон. Герой по фамилии Фенстер запомнился зрителям разве что своей непонятной речью, однако в сценарии это был мужчина постарше, что придало бы отношениям Фенстера и Макмануса (Стивен Болдуин) совсем другую окраску — они были бы наставником и подопечным. С другой стороны, образ Фенстера получился довольно однообразным, и Сингер никак не мог найти подходящего актера, пока Спейси не посоветовал ему кандидатуру Бенисио дель Торо.
Примечательно, что именно дель Торо был инициатором появления у Фенстера уникального диалекта. Как объяснял сам актер, по сценарию единственной миссией его героя была смерть. Чтобы хоть немного оживить образ, дель Торо пошел на уловку: он произносил фразы своего героя очень быстро, с невнятным акцентом. Никто на съемочной площадке не мог его понять. «Сначала я подумал, что это шутка, но я не хотел обидеть его, если это было не так», — признался Сингер. Только потом режиссер понял, что дель Торо делает это специально, и принял его позицию.
А вот Гэбриел Бирн, сыгравший Китона, мог и не появиться в фильме. На момент съемок актер испытывал проблемы в личной жизни, мешавшие работе. Бирн согласился при условии, что съемки будут проходить в Лос-Анджелесе и продлятся не более пяти недель. Сингер и его команда с радостью согласились, и только потом Бирн узнал, что пятинедельные съемки в Городе ангелов и были изначальным планом создателей «Подозрительных лиц».
Сцена в полицейском участке, когда все герои выстраиваются в линию на опознании, должна была быть серьезной, но Бенисио дель Торо спутал все карты. В день съемок актеры были в приподнятом настроении, смешили друг друга. «Я помню только то, что кто-то пукал, и никто не знал, кто именно», — вспоминает дель Торо. У Кевина Поллака имеется другое мнение на этот счет: виновником торжества, по его словам, был как раз дель Торо. Сингер же годы спустя признался, что у них не получилось снять ни один серьезный дубль. Зрители же должны радоваться тому, что обстоятельства сложились именно так, иначе бы фраза «отдай мне ключи, чертов ублюдок» так и не родилась.
Сцену допроса Болтуна, которая разбросана отдельными отрывками по всему фильму, команда «Подозрительных лиц» снимала на протяжении пяти дней. Получилось нечто вроде пьесы на двоих между Кевином Спейси и Чаззом Пальминтери.
«Подозрительные лица» не просто открыли миру талант Брайана Сингера и Кристофера МакКуорри, но и заслужили признание Американской киноакадемии. Фильм номинировался на премию «Оскар» всего в двух категориях, но в обоих случаях стал победителем.
Феномен «Подозрительных лиц» объясняется тем, что на протяжении всего фильма зрители задаются совсем не теми вопросами. После первой сцены большинство начинает гадать, жив ли Китон, однако мало кто задумывается об истинном лице Кайзера Созе. МакКуорри и Сингер намеренно ввели публику в заблуждение, чтобы в финале открыть глаза не только Куйану, мыслившему не в том направлении, но и зрителям.
Источник: Mental Floss