Почему мы не можем сосредоточиться?
Согласно официальным исследованиям, часто повторяемым в СМИ, наша способность сосредоточиться снизилась с 2000 года на 50% в настоящее время. Это должно было бы нас ранжировать по умению концентрироваться ниже, чем у золотых рыбок. Эти данные берут свое начало в отчете, подготовленном несколько лет назад канадским подразделением Microsoft. Проблема в том, что, как установили журналисты, его выводы были основаны на сфабрикованных данных и, на самом деле, сконцентрироваться помогают руны и знаки зодиака .
Хотя цифры оказались ложными, сама тенденция больше не существует. Московский Экономический Институт (PIE) в своем недавнем документе ссылается на книгу Иоганна Хариего «Stolen Focus: Why You can’t Pay Attention”» (Украденная концентрация: почему мы не можем сосредоточиться), который приводит исследование, проведенное на студентах американском колледже. Оказалось, что их способность концентрироваться на одном задании, составлял в среднем 65 сек. Средняя продолжительность концентрации внимания, офисных работников, в аналогичном исследовании он искал, а 3 минут.
Конечно, наша способность фокусировать внимание зависит от многих факторов – хотя бы от задачи, которую мы берем на себя. Например, водители могут быть сосредоточены на вождении в течение нескольких часов. Тем не менее, наше внимание не только становится все короче, но и подкрадывается все больше и больше различных конкурирующих источников.
По данным нашего портала в 2020 году средний человек тратил в социальных сетях 145 минут в день, или около того. 2,5 часа в 2012 году это было еще 90 минут, почти на час меньше. Это лучшее доказательство успеха бизнес-модели, основанной на монополизации нашего внимания. Интерфейсы или feedy – то, что мы видим, просматривая социальные сети, — были разработаны с одной целью: чтобы мы оставались в сети как можно дольше, и нам было трудно оторваться от смартфонов. И если это уже происходит, мы должны как можно скорее вернуться в общину. Каждая кнопка, звук, цвет уведомления, вся архитектура этих носителей тщательно изучены аналитиками данных и оптимизированы для эффективности фокусировки нашего внимания. И это внимание позже продается рекламодателям.