Об эффектных банкротствах крупных брендов время от времени мы слышим в СМИ. Почему это происходит, и можно ли это предотвратить? Зачастую в этом виноваты контролирующие лица, которых ждет субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица за это. Давайте рассмотри банкротство некоторых брендов, а затем сделаем соответствующие выводы.
Причины краха крупных брендов
Очень часто причиной краха брендов является плохая бизнес-стратегия. Как это возможно, если конкретная компания стала большой и успешной? В этом нет ничего загадочного. Каждый бизнес должен развиваться в соответствии с тем, как меняется ситуация на рынке. Если стратегия бренда не слишком гибкая и руководство не может адаптироваться к новым правилам игры, падение будет неизбежным. Слишком консервативный подход, отсутствие инноваций и современных решений способны похоронить бизнес навсегда. Этот вопрос также относится к крупным брендам электронной коммерции, где необходимо заботиться не только о соответствующей ценовой политике и инновациях, но и о UX, а также о том, как вы общаетесь с пользователем.
Нередко причиной краха бренда является плохой имидж. Мы имеем в виду не спорные маркетинговые усилия или плохую рекламу, а внешние факторы, влияющие на компанию. Это скандалы, проблемы со СМИ, а также неблагоприятные факты о том, как работает предприятие. С этой проблемой очень часто сталкиваются крупные бренды, которые используют дешевую рабочую силу для массового производства роскошных (то есть дорогих) изделий, а также компании, совершенно не заботящиеся об экологии и окружающей среде.
Причиной краха крупных брендов также считаются ошибочные решения о развитии компании. Клиенты очень редко принимают большие изменения. Чаще всего новая политика компании реализуется постепенно, чтобы приручить аудиторию новой реальностью. Принимаемые решения должны соответствовать требованиям клиентов. Компания должна развиваться в соответствии с духом рынка, а не действовать против него.
Почему крупные бренды банкротятся?
Примеры падения брендов
Конечно, причин банкротства брендов гораздо больше, и для их обсуждения потребуются часы и часы. Но стоит знать примеры из жизни взятые! Узнайте о происхождении краха двух брендов, которые вы, вероятно, знаете.
Альма
На рубеже 2006-2015 годов супермаркеты Alma отмечали рост. Создание бренда было простым: магазины были специально подготовлены для более богатых поляков, которые хотят приобрести продукцию самого высокого качества. Это предприятие из нашей страны, которое в 2016-2017 годах стало информировать о проблемах на рынке. Продажи из месяца в месяц начали просто падать. Нехватка средств привела к тому, что на прилавках не хватало многих продуктов, а последующие заведения начали закрываться. В 2016 году был реализован специальный интернет-магазин Alma24, позволяющий осуществлять онлайн-покупки. К сожалению, электронная коммерция этого крупного бренда никоим образом не повлияла на доходы компании. В конце концов, интернет-магазин был закрыт только после того, как менее чем через год функционирования. В феврале 2017 года Алма подала заявление о банкротстве. Напротив, через год количество стационарных магазинов сократилось до 3, хотя двумя годами ранее эта цифра составляла почти пятьдесят. Каковы были причины падения бренда?
Альма не справилась с постоянно растущей конкуренцией. Супермаркеты Божья коровка, Lidl или Tesco захватили рынок, отталкивая не только небольшие местные магазины, но и более крупные дискаунтеры. Бренд Alma хотел направить свое предложение богатым людям. К сожалению, потенциальные клиенты определенно больше предпочитали несколько более дешевые продукты из популярных сетей, которые качественно не отличались от предложений супермаркетов Alma. Финансовые проблемы привели к тому, что на полках стало не хватать продуктов – это еще один имиджевый удар. Дискаунтер «премиум», где отсутствует ассортимент? Это не могло сработать. Хотя маркетинговая стратегия бренда Альма была довольно приличная (размещение бренда в телесериалах, рекламы, работы в интернете), это в конечном итоге потребители выбрали более дешевые аналоги, вместо того, чтобы платить больше за продукты премиум-класса.
Нокия
В начале XXI века практически у каждого из нас был телефон марки Nokia. Вполне возможно, что и ты тоже. Неудивительно, ведь эти устройства отличались прочностью и позволяли удобно общаться с близкими людьми. Более того, изначально бренд сформировал имидж бескомпромиссного эксперта, что положительно сказалось на продажах. И хотя клиенты могли выбирать из множества различных мобильных телефонов, финская Nokia была наиболее распространенным выбором. В основном устройства попадали в Азию и Европу, чуть меньше они интересовали Южную и Северную Америку.
Nokia предложила действительно блестящие телефоны, пока не произошла серьезная эволюция устройств. Когда конкуренция начала выпускать сенсорные смартфоны, финскому производителю пришлось адаптироваться к новым условиям на рынке. К сожалению, первые современные телефоны Nokia получили систему, которая не обновлялась. Можно сказать, что это был первый «выстрел в колено». Для сравнения, Android с самого начала получал обновления каждые несколько месяцев.
Причиной краха бренда Nokia стало слишком консервативное отношение к бизнесу. Руководство заявило, что вместо перехода на Android лучше реализовать собственное программное обеспечение. К сожалению, смартфоны, предлагаемые Nokia, имели гораздо меньше функций, чем конкурирующие устройства. Система редко обновлялась, и разработчики не готовили приложение специально для Nokia. В результате пользователям телефонов с логотипом этой марки пришлось лишь обходиться без вкуса при виде различных функций Android или iOS (iPhone). Со временем Microsoft взяла под свой контроль устройства Nokia, предложив пользователям Windows. Выстрел в другое колено. Большинство потенциальных клиентов хотели популярное и проверенное решение, то есть программное обеспечение Android. В 2018 году Microsoft отказалась от сотрудничества с финской компанией, отказавшись от своих смартфонов.
Только с 2019 года на рынке появились смартфоны Nokia под управлением Android. За их производство отвечает HMD Global, но бренд, вероятно, никогда не вернется к показателям продаж до 2010 года.
Электронная коммерция и крупные бренды-они тоже банкротятся?
Большие бренды электронной коммерции также банкротятся? По данным Bisnode российской компании, в нашей стране зарегистрировано более 31 тыс. интернет-магазинов. В 2019 году их закрыли ровно 2224. Как вы можете видеть, онлайн-бизнес также может рухнуть. К сожалению, особенно среди тренеров по продажам и наставников существует мнение, что развитая электронная коммерция практически не может потерпеть неудачу, потому что люди все равно покупают через интернет. Это неправда.
Помните, что управлять онлайн-магазином непросто из-за огромной конкуренции. Более того, такие платформы, как Allegro или Amazon, могут захватить большую часть рынка. Их используют многие стационарные магазины, владельцы которых не хотят создавать интернет-магазины. Если вы также управляете собственной электронной коммерцией, анализируйте деятельность конкурентов и проверяйте, какой спрос у потенциальных клиентов. Таким образом, вы будете адаптироваться к спросу и заинтересовать потребителей.