Ответы на вопросы
Отношения по переводу обучающихся урегулированы приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» (далее – Порядок перехода).
В соответствии с Порядком перехода решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией (далее — Комиссия) с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся).
Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное. В результате рассмотрения заявления обучающегося, прилагаемых к нему документов и информации структурного подразделения Комиссией принимается одно из следующих решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное либо об отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное.
Обращаем ваше внимание, что в отношении иностранных граждан процедура перевода осуществляется с учетом норм постановления Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением получать образование бесплатно иностранные граждане могут только по квоте. Таким образом, перевод иностранного обучающегося с платного обучения на бесплатное осуществляется в счет высвободившейся квоты в образовательной организации после отчисления иностранного гражданина, который ранее был принят на обучение по такой же квоте.
В этом случае для перевода университету необходимо предоставить в Минобрнауки России письменное заявление обучающегося и согласие образовательной организации, а также решение Комиссии образовательной организации о переходе иностранного лица с платного обучения на бесплатное, принимаемое в соответствии с пп. 7, 12 Порядка перехода.
В случае возможности перевода Минобрнауки России выдает в адрес образовательной организации направление, аналогичное направлению, предусмотренному пунктом 13 Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 844.
Ответ дан по состоянию законодательства на 01.06.2017
Несет ли вуз ответственность за соблюдение иностранными студентами миграционного законодательства?
В определенной степени, да. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона № 164-ФЗ от 23 июня 2014 г.)
Во-первых, образовательная организация ходатайствует перед миграционной службой о выдаче приглашения иностранному гражданину в целях обучения в данной образовательной организации (ст. 17 Закона).
Во-вторых, образовательная организация обязана в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направить информацию об этом в орган управления образованием субъекта РФ.
В-третьих, образовательная организация обеспечивает своевременную постановку иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения, за исключением случаев продолжения обучения на следующем уровне образования.
Обо всех фактах длительного отсутствия иностранного гражданина образовательная организация также обязана сообщить в органы миграционного учета. Так, например, в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из образовательной организации она направляет информацию об этом в орган управления образованием субъекта РФ, в территориальные органы ФМС и ФСБ.
За нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях установлена административная ответственность (ст. 18.19. КоАП).
Так, например, является нарушением неуведомление о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации.
Правила въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан установлены Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ).
Как следует из ст. 25.6. указанного Федерального закона, гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации выдается обыкновенная учебная виза на срок до одного года иностранному. Обучение возможно и по рабочей визе без изменения цели въезда.
Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014
Правда ли, что на общих основаниях на бесплатное обучение в вузы принимаются только граждане Белоруссии, Казахстана, а также иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации и имеющие вид на жительство?
Нет. Решающим фактором при определении основания приема на бюджет в российские вузы является не проживание на территории России, а наличие иностранного гражданства. Порядок организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях определен в ст. 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в общем Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. Приказом Минобрнауки России от 09 января 2014 г. № 3.
Согласно п. 124 данного Порядка иностранные граждане принимаются в российские вузы на бюджетные места по одному из трех оснований: по международному договору, по закону РФ или в рамках квоты, утвержденной Правительством РФ (Постановление от 8 октября 2013 г. № 891). На платные места прием не ограничен.
Перечень документов, необходимых для приема в российский вуз, закреплен в п. 62 Порядка. В него включены документы, удостоверяющие личность, гражданство, документы об образовании, документы, подтверждающие право на освобождение от тех или иных конкурсных процедур, направление, подтверждающее прием в рамках квоты Правительства РФ, фотографии, иные документы, предоставляемые по усмотрению поступающего. Таким образом, данный перечень не содержит требования о предоставлении документа, подтверждающего наличие у иностранного гражданина вида на жительство в России.
Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования заключены в настоящее время с рядом государств. Однако только в Соглашении с Республикой Казахстан (Москва, 28.03.1994) стороны гарантируют иностранным гражданам равные со своими гражданами права на образование и его доступность. Остальные соглашения содержат лишь общее намерение сотрудничать в области образования, способствовать установлению и развитию прямых связей между образовательными учреждениями и организациями на основе непосредственных договоренностей; содействовать обменам учащимися, студентами, аспирантами, специалистами и преподавателями для обучения, научной стажировки, чтения лекций, повышения квалификации и преподавательской работы, оказывать содействие в подготовке специалистов из числа граждан другой страны и т.д. Конкретные формы и условия регулируются соответствующими соглашениями (протоколами) между заинтересованными ведомствами. Такие соглашения заключены со следующими государствами:
Республика Украина (Москва, 26 июля 1995 года);
Республика Армения (Ереван, 13 ноября 1995 года);
Республика Словения (Москва, 17.11.1995);
Чешская Республика (Москва, 05.03.1996);
Республика Грузия (Тбилиси, 3 февраля 1994 года);
Румыния (Москва, 27 сентября 1993 года);
Венгерская Республика (Москва, 20 сентября 1993 года);
Ливанская Республика (Москва, 07.04.1997);
Республика Ботсвана (Габороне, 27.09.1999);
Информацию о наличии международного договора или соглашения, позволяющего принимать граждан той или иной страны в высшие учебные заведения России на обучение за счет средств федерального бюджета, вы можете получить в посольстве России в своей стране или в Министерстве образования и науки РФ.
Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014
Имеют ли право вузы принимать иностранцев без ЕГЭ?
Да, такое право прямо предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями.
Аналогичная гарантия закреплена в п. 21 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. Приказом Минобрнауки России от 09 января 2014 г. № 3.
Ответ дан по состоянию законодательства на 30.06.2014
Возможно ли, будучи гражданином Казахстана, рассчитывать на обучение в магистратуре на бюджетной основе, если первое и единственное высшее образование получено на платной основе на территории другой страны?
Да. В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение высшего образования за счет бюджета по одному из трех оснований:
1) в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) в соответствии с федеральными законами;
3) в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 24 ноября 1998 г. «О предоставлении равных прав гражданам государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения».
В соответствии со ст. 1 данного Соглашения стороны предоставляют равные права гражданам государств — участников Соглашения для поступления в государственные учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными государственным учебным заведением. То есть, гражданство Республики Казахстан предоставляет Вам право поступать в государственные вузы Российской Федерации на места, финансируемые за счет бюджета.
Поскольку граждане Казахстана уравниваются в правах с российскими гражданами относительно получения высшего образования необходимо руководствоваться следующими законодательными нормами. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Несмотря на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня, при обучении за счет бюджета существует ряд ограничений. Так, получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, являетсяполучением второго или последующего высшего образования, а следовательно, не допускается на бесплатной основе. Исключение составляют лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист" (ч. 15 ст. 108 Закона).
Таким образом, в том случае, если вы имеете диплом бакалавра, полученный в Республике Казахстан, вы имеете право рассчитывать на обучение в магистратуре в вузе Российской Федерации на бюджетной основе. Если же вами получен диплом специалиста, обучение по программе магистратуры в России будет рассматриваться как второе высшее образование, что дает возможность поступать только на платной основе.
Ответ дан по состоянию законодательства на 30.06.2014
Я являюсь гражданкой республики Беларусь. Обучаюсь в российском вузе бесплатно. Имею ли я право получать стипендию? И что является основанием для ее получения?
Да, в соответствии с ч. 11 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся — иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии, если они обучаются за счет бюджета, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, или это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.
Таким образом, независимо от того, приняты вы в пределах квоты или по международному договору (см. ст. 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), вы имеете право на получение академической стипендии в порядке, установленном Приказом Минобрнауки от 28 августа 2013 г. № 1000.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения стипендий, государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год. Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и отсутствие академической задолженности.
Ответ дан по состоянию законодательства на 30.06.2014
Возможно ли поступление в очную аспирантуру на бюджетную форму обучения граждан Белоруссии, имеющих диплом о высшем образовании российского университета?
Порядок обучения иностранных граждан в российских образовательных организациях регулируется ст. 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема иностранных граждан на программы высшего образования определен в общем Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. Приказом Минобрнауки России от 09 января 2014 г. № 3.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение высшего образования за счет бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации.
В отношении граждан Белоруссии заключено межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года. Однако данное соглашение направлено на установление эквивалентности документов об образовании, выданных в образовательных учреждениях государств-участников данного соглашения, и не регулирует вопросы приема на обучение в образовательные учреждения РФ граждан Республики Белоруссия.
Следовательно, граждане Республики Белоруссия принимаются по квоте, утверждаемой Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 08 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»)
Ответ дан по состоянию законодательства на 26.06.2014