Президент РФ Владимир Путин и исполняющий обязанности председателя правительства РФ Дмитрий Медведев во время пленарного заседания Государственной Думы РФ. 8 мая 2018
Утвержденный во вторник Госдумой на должность главы правительства России Дмитрий Медведев в данный момент является оптимальной фигурой на позиции премьера, общий курс нового правительства теперь изменится, но не революционно, считают опрошенные РИА Новости политологи.
По их мнению, приоритетом в работе правительства станет выполнение нового майского указа президента, но кабмину придется принимать и очень непопулярные решения.
Госдума на пленарном заседании во вторник проголосовала за утверждение Дмитрия Медведева премьер-министром России. Чуть позже во вторник пресс-служба Кремля сообщила, что президент России Владимир Путин подписал указ о назначении Медведева премьер-министром. Этот документ вступает в силу со дня его подписания, 8 мая.
Политолог Андрей Колядин отметил, что на протяжении последнего времени именно премьеру приходилось принимать на себя репутационные удары, связанные с экономическими промахами: «молнии общественного и публичного гнева били не в президента, они били в Медведева».
По его мнению, этот негативный фон повлиял и на тональность выступлений некоторых фракций — КПРФ и «Справедливая Россия» проголосовали против его кандидатуры; все три оппозиционные думские фракции и ранее многократно высказывали мнение, что Медведев не так ведет экономическую политику, напомнил эксперт.
«С другой стороны, наша Дума хотела принять участие в формировании правительства, но ей никто не предложил… КПРФ и «Справедливую Россию» это, видимо, обидело. Это и сказалось на том, что решили проголосовать «против». На мой взгляд, совершенно зря. Он сейчас оптимален как руководитель правительства, по крайней мере, на этот промежуток времени», — полагает Колядин.
Политолог Глеб Кузнецов, рассуждая о том, как дальше будет выстраиваться диалог премьера с парламентом, отметил, что «при наличии большинства у «Единой России», главой которой является Медведев, этот диалог носит скорее ритуальный характер».
«Но то, что мы видели в последние два дня, — это желание убедить не только единороссов, но и представителей оппозиционных фракций в своей правоте, — вызывает большое уважение. Это означает, что правительство хочет опираться не только на лояльные себе слои общества, но и на общество в целом, и готово ради этого совершать формально не необходимые действия», — продолжил эксперт.
Кузнецов напомнил, что накануне вышел новый майский указ президента о национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года. Говоря об опасениях представителей парламентской оппозиции относительно того, что не ясны источники финансирования, политолог отметил: «Бюджет — гибкая штука, и нельзя сказать, что те деньги, которые нужны для выполнения этого указа, негде взять». Он пояснил, что всегда возможно маневрировать между статьями бюджета, кроме того, по его словам, большое количество средств, как правило, остается невостребованным.
«Выполнение этого указа станет основным приоритетом для правительства. Более того, я думаю, что выдвижение Медведева в качестве премьера связано именно с тем, что в основном майские указы 2012 года выполнить удалось, пусть не без шероховатостей, но всегда есть какие-то ошибки, недочеты и так далее», — отметил аналитик.
По его мнению, президент доверил Медведеву продолжение своего курса, продолжение стратегии экономического развития именно потому, что правительство в основном справилось с выполнением майских указов.
«Я не думаю, что общий курс изменится революционно, но он изменится, потому что это другое правительство — правительство, которому придется принимать очень непопулярные решения», — полагает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Он отметил, что уже в ходе заседания Госдумы, на котором была утверждена кандидатура Медведева, из уст представителя ЛДПР прозвучал вопрос о пенсионном возрасте, в ответ на который премьер определенно сказал о его увеличении.
«Это важно для понимания того, с какими проблемами сталкивается правительство. Это не только одна эта проблема, есть еще ряд. В то же время, наверное, будет достаточно много усилий предпринято для изменений в системах образования, здравоохранения, инвестиций в будущее, для инфраструктурных проектов», — предположил политолог.
Макаркин полагает, что как раз в сфере инфраструктурных проектов предстоят большие перемены. Об этом может говорить и предложение назначить на должность вице-премьера Максима Акимова, предполагается, что он будет курировать вопросы цифровой экономики, транспорта и связи.
Эксперт напомнил, что Акимов работал в Калужской области, ему много что удавалось, некоторые говорили даже о «калужском чуде»; возможно, на это и был сделан расчет, в том числе и на его опыт работы с инвесторами. Вместе с тем в случае с инфраструктурными проектами важно помнить, что успех их реализации во многом зависит о того, насколько серьезно удастся снизить там коррупционный элемент, заметил Макаркин.
«Если брать систему образования, думаю, она будет меняться достаточно серьезно. Вопрос в том, что опять-таки будет противоречивое восприятие со стороны общества. То есть для тех, кто хотел бы более современного образования, перемен, это плюс, для них это возможно; для тех, кто хотел бы, чтобы в школе было больше традиций, духовности, возвращения к истокам, это может быть сложно, дискомфортно», — пояснил эксперт.
То же самое применимо и к другим отраслям, уточнил он: «То есть даже там, где реформы будут давать новые возможности, тоже все будет непросто». Вероятно, будут и перемены непосредственно в кабинете министров на персональном уровне, полагает Макаркин.
«Я не думаю, что как-то глобально правительство изменится, но ряд министров будут новыми. Уже в вице-премьерском звене новые люди. Обсуждается вопрос о возможном новом министре образования, называют Шмелеву из центра «Сириус» как вариант. Может быть изменение на уровне Министерства культуры, это тоже активно обсуждается», — отметил собеседник агентства.
В то же время ряд фигур, в частности «президентских министров», вероятно, останутся на своих местах. «Скорее всего, сохранят свои посты главы Министерства иностранных дел и Министерства обороны, это вполне вероятный сценарий», — указал эксперт.
Источник