В этом году всем нам в том или ином смысле пришлось столкнуться с изоляцией от внешнего мира. Конечно, интроверты оказались только рады возможности не выходить из дома, однако для многих это оказалось настоящим испытанием. Если вас не очень привлекает перспектива быть запертыми в четырех стенах собственной уютной квартиры, то в минуты отчаяния вспомните о бедняге Поле Шелдоне, протагонисте психологического триллера «Мизери», основанного на романе легендарного писателя Стивена Кинга.
Соблазн перенести произведения Короля ужасов на экраны неотступно преследует режиссеров еще с 70-х годов прошлого века. Удивительно большое количество киноадаптаций впоследствии приобрело статус культовых. Несмотря на то, что среди картин, основанных на книгах Кинга, числятся такие титаны кинематографа, как «Сияние» и «Побег из Шоушенка», история о безумной медсестре, снятая Робом Райнером, до сих пор остается единственной экранизацией Великого и ужасного, выигравшей престижную премию «Оскар».
Сегодня «Мизери» празднует очередную годовщину: прошло ровно 30 лет с момента выхода леденящей душу истории о человеческих страданиях, садизме, любви до смерти, изувеченных душах и конечностях. В честь юбилея голливудской хоррор-драмы команда Lostfilm приготовила девять фактов об одной из самых успешных адаптаций Кинга, которые вы могли не знать.
Борьба с зависимостью как вдохновение
Долгое время история о создании «Мизери» была покрыта тайной. Только спустя несколько десятилетий после выхода книги, положенной в основу одноименного фильма, писатель рассказал, что произведение было вдохновлено его борьбой с наркоманией. Оказалось, что главная антагонистка все это время была ходячей метафорой наркотических веществ. «Энни была отображением моих проблем с наркотиками, моей поклонницей номер один, — поделился Кинг. — Господи, она ни в какую не хотела оставить меня в покое». Писатель признался, что на момент выхода фильма он не был готов к тому, чтобы рассказать о пережитом публике, и к тому же боялся, что подобный бэкграунд не пойдет на пользу экранизации.
Благословение самого Кинга
Наверное, все любители кинематографа знают о противостоянии между Кингом и Стэнли Кубриком по поводу экранной версии психологического хоррора о мистическом отеле «Оверлук». К слову, именно «Сияние» долгое время оставалось самой кассовой киноадаптацией Кинга, пока в 1990 году своей одержимой любовью зрителей не напугала медсестра Уилкс.
Изначально Кинг возражал против съемок «Мизери». Автор боялся, что голливудские студии не смогут перенести его оригинальное видение на большие экраны. Позже маэстро хоррора все-таки согласился, но при одном условии: Роб Райнер должен был стать либо режиссером картины, либо главным продюсером. Такой чести американский кинодел удостоился не просто так. Писатель посмотрел более раннюю ленту постановщика «Останься со мной», которая основана на повести Кинга под названием «Тело», и остался глубоко впечатлен режиссерскими навыками Райнера.
Кто хочет стать Полом Шелдоном?
До того, как утвердить Джеймса Каана на роль попавшего в смертельную западню писателя, предложение принять участие в съемках было направлено как минимум десяти голливудским актерам первой величины. По воспоминаниям сценариста картины Уильяма Голдмана, на роль Пола Шелдона рассматривались Уоррен Битти, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Харрисон Форд, Мэл Гибсон, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Аль Пачино, Дензел Вашингтон и Брюс Уиллис. Все они в один голос отказались, однако мы готовы поспорить, что позже многие пожалели об этом решении. Взять того же Уиллиса: в 2012 году всеми любимый Крепкий орешек перевоплотился в Шелдона в бродвейской постановке по мотивам «Мизери».
Нервные срывы Кэти Бейтс
Сыграть главную антагонистку в «Мизери» Кэти Бейтс, ранее малоизвестной актрисе, предложил сценарист проекта. На эту роль рассматривались Джессика Лэнг, Барбра Стрейзанд, Вики Лоуренс, Бетт Мидлер и многие другие. Мидлер отклонила предложение по причине «излишней жестокости» сценария. Позже актриса пожалела о своем выборе, но слово, как говорится, не воробей. Именно Бейтс было суждено получить премию «Оскар» за перевоплощение в потерявшую связь с реальностью Энни Уилкс. Однако великие достижения никогда не даются легко. Как рассказал Каан, его коллега неоднократно ударялась в слезы еще до команды «мотор». Особенно тяжело Бейтс далась знаменитая сцена, в которой Энни разбивает ноги Пола кувалдой. Сложно представить, что случилось бы с психикой актрисы, если бы в сценарии остался момент из книжного оригинала, в котором Энни топором отрубила ступню любимому писателю.
Бейтс настолько глубоко погрузилась в роль, что ей все труднее было переключаться после завершения рабочего дня. Райнер стал замечать, что по мере продвижения съемок актриса все больше замыкается в себе. Режиссер поговорил с Бейтс по душам, посоветовав не воспринимать все слишком близко к сердцу и не думать о своей героине вне работы.
Разногласия на площадке
Оказалось, что напряжение царило не только на экране, но и на съемочной площадке. Актерские методы исполнителей главных ролей были полной противоположностью друг другу. Бейтс, как профессиональная актриса театра, верила в тщательные репетиции перед съемками. Каан же предпочитал оставлять место спонтанности и импровизации. Долгие препирательства между актерами не привели ни к каком результату, и Бейтс отправилась прямиком к режиссеру картины, чтобы пожаловаться на своего коллегу. Райнер убедил ее направить свою агрессию не на актера, а на его персонажа. В конце концов именно это позволило придать необычайную правдоподобность непростым отношениям между Энни и Полом.
Похмельные съемки
Однажды Каан заявился на съемочную площадку после бурно проведенной ночи, однако похмелье не помешало актеру отработать полный день. Только вот в итоге все отснятые материалы оказались абсолютно непригодными: как Каан ни старался, его состояние все-таки дало о себе знать. Райнер не стал держать обиды на свою звезду и даже не отчитал его за произошедшее. Вместо этого режиссер сказал Каану, что из-за определенных проблем с производством им придется снять все сцены заново. В скором времени актер узнал, что дело было в нем, и предложил возместить все затраты, которые студия понесла из-за его легкомысленного поведения.
Удаленная сцена
В экранную версию не попало несколько эпизодов из оригинального произведения. В романе Кинга Энни убивает ни в чем не повинного полицейского. В отличие от жестокого момента с отрубленными конечностями, эта сцена изначально присутствовала в сценарии, и ее даже успели отснять. В ней патрулировавший окрестности представитель закона замечает несчастного узника, и Энни, недолго думая, измельчает офицера на кусочки, переехав его газонокосилкой. Райнер решил вырезать эту сцену из финальной версии, посчитав, что она не вписывается в серьезный тон «Мизери», и зрителям будет трудно удержаться от смеха.
Ноги из желатина
Возможно, Энни не такая уж и хорошая медсестра — все мы знаем, чем закончились ее попытки вылечить сломанные в автомобильной аварии ноги Пола. Для того, чтобы снять сцену с раздробленными щиколотками были созданы протезы из специального гибкого желатина. Внутри на уровне лодыжек была закреплена проволока, чтобы после тяжелого удара эти места искривились под ужасающими углами. Каан мог с легкостью вставлять ноги в эту конструкцию и вытаскивать их, потому что на уровне колен в желатиновых протезах были проделаны отверстия.
Почти четыре месяца в постели
Надо сказать, что небольшая разминка для ног была Каану жизненно необходима. Все потому, что из-за съемок актер 15 недель был прикован к кровати. По словам исполнителя роли Пола, проводить столько времени в лежачем состоянии оказалось чрезвычайно трудно. В начале актер даже подумал, что режиссер его разыгрывает: до старта производства Каан не читал «Мизери». Развеять эти подозрения нисколько не помог оператор-постановщик: когда герой Каана выползал из кровати, Барри Зонненфельд плевками на пол показывал актеру, в каком направлении ему двигаться.