Член Международного олимпийского комитета (МОК), президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в интервью рассказал, когда МОК восстановит членство Олимпийского комитета России и подвел итоги выступления отечественных спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане.
МОК в воскресенье сохранил временное отстранение членства ОКР, но допустил, что статус будет восстановлен, если не будут найдены новые нарушения допинговых правил российскими спортсменами на Играх-2018. На Играх было зафиксировано два случая нарушения антидопинговых правил россиянами — пробы керлингиста Александра Крушельницкого и бобслеистки Надежды Сергеевой оказались положительными. Россияне завоевали в Пхенчхане 2 золотые медали, 6 серебряных и 9 бронзовых (13-е место в неофициальном медальном зачете).
— Шамиль Анвярович, когда Олимпийский комитет России может быть восстановлен в членстве в МОК?
— Во вторник или среду.
— Это может произойти так быстро?
— Да, когда закончится проверка наших олимпийцев. Тогда и будет принято решение.
— Это решение будет автоматическим, если не будет положительных допинг-проб?
— Да.
— А у вас есть уверенность в том, что мы получим прежний статус в МОК?
— Если у нас не будет допинговых проблем, то получим.
— Каков в целом настрой членов МОК по отношению к России?
— В целом абсолютно нормальный. И если бы не два этих нелепых случая по применению допинга… Но я сказал, что они не имеют за собой никакого смыслового значения. Это неумышленность, но нарушения реально есть. И если бы реально не было этих двух нарушений, то мы уже получили бы все назад (статус члена МОК). Сейчас ожидают окончания проверки тестов лыжниц и хоккеистов, если проблем не будет, то автоматом будет решение о восстановлении членства Олимпийского комитета России.
— Именно лыжниц и хоккеистов? А представителей других видов спорта?
— Их всех уже проверили, все чисто.
— Это решение МОК автоматически допускает наше участие в Олимпийских играх 2020 года?
— Мы начинаем как бы с чистого листа и не надо делать ошибок. Но раз Олимпийский комитет России (будет) восстановлен, то дальше надо следовать правилам и не делать глупостей (с улыбкой).
БОЛЬШИНСТВО ЧЛЕНОВ МОК ПОДДЕРЖАЛО РОССИЮ
— В целом как оцениваете работу ОКР в ситуации, которая сложилась после решения МОК от 5 декабря?
— В первый сессионный день заседания МОК я выступал и рассказывал о дорожной карте, о том, что было нами сделано. И это было воспринято с удовлетворением. И реально общее отношение членов МОК очень позитивное. И, кстати говоря, исполком МОК мог сам принимать решение по восстановлению ОКР, но он спрашивал мнение более 50 членов МОК, которые находились в зале. Была дискуссия. И подавляющее большинство членов МОК откликнулось позитивно по отношению к нам. Поэтому реально, когда (глава МОК Томас) Бах спросил, а голосование было условно открытое, скажем так, то не было ни одного голоса против.
ЛЕВИТИН ПРОДЕЛАЛ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ РАБОТУ
— Все были «за»?
— Да. И поэтому с этой точки зрения я считаю, что в этом вопросе очень здорово поработал (вице-президент ОКР, помощник президента РФ Игорь) Левитин. Он провел очень много переговоров и очень грамотно расставил все по своим полочкам, сделал очень большую работу в данной ситуации.
И он был на миллионе встреч, на которых я тоже был, мы пообщались и со всеми членами МОК, и с руководством МОК. Во всяком случае, есть проблемы с рядом товарищей, включая того же (экс-главу Всемирного антидопингового агентства Ричарда) Паунда. В общем, из этой негативной ситуации мы практически выплыли. Единственное — ждем последних результатов проверок допинг-тестов спортсменов.
— Олимпиада в Пхенчхане стала первым и очень жестким испытанием для Станислава Позднякова на посту руководителя официальной делегации команды и вице-президента ОКР.
— Он впервые в это окунулся, но, как показала практика, никаких ошибок он не сделал. И, естественно, надо сказать слова благодарности и болельщикам — что они в этой ситуации тоже повели себя грамотно. И не было никаких таких явных случаев (нарушения требований МОК), на которые кто-либо из членов МОК обратил бы внимание. Все продемонстрировали определенную культуру, все было в рамках.
ВЫШЕ ВСЯКИХ ПОХВАЛ
— Как оцениваете выступление нашей команды, которая выступала под жестким психологическим прессом, без флага и гимна?
— Я вообще считаю, что в таких сложных ситуациях у атлетов появляются хорошая спортивная злость и дух противоречия. И это становится мобилизующим фактором. Я считаю, что ребята выступали выше всяких похвал. И каждый отдал всего себя, ни к кому не было нареканий, кроме двух нелепых случаев.
Я бы назвал это отсутствием соответствующего, упущенного образования в сфере антидопинговой медикаментозной системы. И, наверное, отсутствие определенной культуры, которая во многих странах прививается с детских спортивных школ, по линии министерства образования и так далее.
Легко это решаться не будет, потому что у нас нет такой истории, мир ушел далеко вперед в плане медикаментозного сопровождения спортивной деятельности. Я подчеркиваю — медикаментозной, направленной на сохранение здоровья спортсменов. И, конечно, методологическая система, существовавшая в Советском Союзе, рухнула.
И с этой позиции все надо выстраивать сначала. Чтобы были абсолютно правильные понятия в определенных коридорах. А они пока, к сожалению, отсутствуют. Особенно в регионах. Если взять те же вещи, связанные с проверкой в Иркутске легкоатлетов и в Оренбурге, на это надо время. Ругать кого-то бессмысленно, просто это надо создавать.
ЛЫЖНИКИ ВЫСТУПИЛИ ОТЛИЧНО
— Кто вас особенно удивил, поразил, порадовал на Олимпийских играх?
— Конечно же, лыжники. Ребята молодцы. И как они бежали 50 километров – фантастика. Им не хватило немного опыта, чтобы выиграть, я считаю. Фигуристки (чемпионка) Алина Загитова и (серебряный призер) Евгения Медведева, само собой. Но мы как-то на них и рассчитывали, а лыжники выступили удивительно хорошо. И, конечно, нам немного не повезло с количеством золотых медалей. И из того большого количества медалей, которые мы завоевали, при хорошем стечении обстоятельств, еще три медали могли бы быть золотыми.
С этой позиции, конечно, жалко. Но у нас молодая команда и многое приходит с опытом, не просто так. Думаю, что это станет для спортсменов хорошей школой. И думаю, что на следующей Олимпиаде у нас будет отличная команда — плюс добавятся те спортсмены, которые не выступали в Корее.
ХОККЕИСТЫ СОВЕРШИЛИ ЧУДО. ЗАСЛУЖЕННОЕ ЧУДО
— У вас сердце не екало, когда наши хоккеисты финале за минуту до конца игры проигрывали немцам со счетом 2:3, но выиграли в овертайме — 4:3?
— Это была драма, это был такой триллер (смеется)! Тем более что я очень многих хоккеистов знаю, мы прошли много перипетий. Они — молодцы!
Конечно, это чудо, но чудо заслуженное. У нас все-таки с 1992 года не было олимпийского золота. Причем я, возможно, один из единственных, кто застал это — ведь я вел Олимпиаду 1992 года, когда мы тоже выступали под олимпийским флагом после развала Советского Союза. И я вспоминал те сложности, которые были тогда, и видел те, которые есть сейчас. Я считаю, что это очень ценная медаль с позиции воспитания духа идеологии и патриотизма — как мы много об этом говорим.
И, конечно, ребята для страны сделали чудо. Потому что это равносильно тому, что Олимпийские игры не провалены, мы с надеждой будем смотреть в будущее.
КОМАНДА ВЫСТУПИЛА НА ЧЕТВЕРКУ
— Команда в целом выступила на четверку или пятерку?
— На пятерку вряд ли, все-таки была скомкана система подготовки к Олимпиаде. Неизвестно было, кто попадал на Игры, а кто нет. И не было той оптимизации, когда ты отвечаешь за свою работу. Я имею в виду тренеров по видам спорта. Команда выступила на четверку — это правда.
— И это хороший пролог к следующим Олимпийским играм?
— Несомненно.