Зрители всегда с особым восторгом и трепетом наблюдают за тем, как группа людей проворачивает масштабную кражу на экранах. В фильмах об ограблениях есть саспенс, риск, конфликт, потому такой формат, в отличие от тех же романтических комедий, живет и процветает даже в XXI веке, когда бал правят блокбастеры. Большая заслуга в этом принадлежит «Одиннадцати друзьям Оушена», в которых режиссер Стивен Содерберг собрал пазл из всех элементов жанра, что так нравятся киноманам.
Вышедший в 2001 году фильм был крутым, веселым, энергичным, а в его команде наблюдалось такое количество голливудских звезд, что всех и на постер не вместить. Несмотря на серьезную конкуренцию, свойственную декабрьскому прокату, лента стала кассовым хитом, заработав $450 млн, благодаря чему обзавелась двумя сиквелами и женским спин-оффом. «Одиннадцать друзей Оушена» показали продюсерам, каким должен быть успешный фильм об ограблении, и, что уж говорить, за прошедшие с момента их выхода 20 лет формула успеха не изменилась. Проблема лишь в том, что мало кому удается ее использовать с умом, ведь не у каждого фильммейкера есть такой преступный гений, как Дэнни Оушен.
Мало кто сейчас уже помнит, что творение Содерберга является ремейком «Одиннадцати друзей Оушена» 1960 года. Знаменитая голливудская Крысиная стая, лидерами которой на тот момент были Фрэнк Синатра, Дин Мартин и Сэмми Дэвис мл., собрались вместе на больших экранах, чтобы ограбить пять казино Лас-Вегаса. Однако сценарист Тед Гриффин и Содерберг свели к минимуму связь с классикой, хотя режиссер и не скрывает, что его ремейк вдохновлен фильмами предыдущей эпохи.
«Когда я говорю, что "Одиннадцать друзей Оушена" — это пережиток более раннего периода в кино, я имею в виду тот факт, что в фильме нет подлости, неоправданных действий, здесь никого не убивают, не унижают без причин и не выставляют на посмешище. Это, вероятно, наименее пугающий из всех моих проектов. Я сознательно хотел, чтобы получилось легкое развлекательное кино, поэтому в нем нет места мрачным или жестоким идеям», — признался Содерберг. Вероятно, киноманам стоит радоваться тому, что режиссер решил отойти от синопсиса оригинальных «Одиннадцати друзей Оушена» — современные зрители едва ли восприняли бы сюжет классики на ура, тем более что и Джулия Робертс, и Джордж Клуни считают фильм 1960 года невероятно скучным (Робертс и вовсе дважды засыпала при просмотре).
Что продюсеры почерпнули из опыта предшественников, так это необходимость наличия звездной команды. В глазах современного зрителя Дэнни Оушен существует только один, и это — Джордж Клуни, но не он был первоочередным кандидатом на роль. Изначально идейным организатором ограбления должен был стать Брюс Уиллис, однако востребованность Крепкого орешка в других проектах помешала ему заскочить в Лас-Вегас. В команду Дэнни Оушена мог войти также Марк Уолберг, но он выбрал путешествие на «Планету Обезьян», а на замену ему пригласили Мэтта Дэймона. Еще троих потенциальных кандидатов Содерберг потерял по вине Уэса Андерсона: Оуэн и Люк Уилсоны, а также Дэнни Гловер предпочли не пачкать руки и перекочевали в «Семейку Тененбаум».
Повышенная звездность команды всегда связана с раздуванием бюджета. К счастью, на площадке «Одиннадцати друзей Оушена» собрались актеры, для которых искусство оказалось превыше материального дохода. Они посчитали, что съемки фильма важнее, а уж высокие зарплаты подождут. «У нас был необыкновенный актерский состав, все работали за меньшую плату. Если бы нам всем заплатили как положено, мы бы не сняли фильм, так почему не забрать большой куш в конце. Поработаем задешево и посмотрим, что останется в итоге», — поделился как-то с журналистами Джордж Клуни.
Кто точно готов был сниматься за небольшую плату, так это Джулия Робертс. Ее в «Одиннадцать друзей Оушена» зазывал Джордж Клуни. Он предложил актрисе прочитать сценарий, а памятуя о том, что Робертс якобы получает за каждый свой фильм $20 млн, Клуни приложил к копии текста двадцатидолларовую купюру и записку: «Я слышал, ты получаешь двадцатку за фильм». После такой шутки Робертс попросту не могла отказаться, да и поработать вновь с Содербергом для нее было в радость, ведь именно благодаря его драме «Эрин Брокович» она получила первый в карьере «Оскар».
Незаменимым звеном в амбициозном плане Дэнни Оушена является его друг и правая рука — Расти. Содерберг позволил актерам вносить некоторые изменения в образы их героев, и Брэд Питт решил, что из-за постоянной занятости Расти будет всегда что-то жевать на ходу. Если Том Круз во всех фильмах бежит, Сэмюэл Л. Джексон разражается тирадами, а Шон Бин умирает, то Питт приобрел другую привычку — он в кадре постоянно ест. Правда, в случае с «Одиннадцатью друзьями Оушена» эта черта Расти прекрасно вписалась в сюжет.
За что еще фанаты ценят творение Содерберга? Конечно, за прекрасные виды Лас-Вегаса и за точно переданную атмосферу казино. Пожалуй, съемки «Одиннадцати друзей Оушена» не состоялись бы без влияния продюсера Джерри Уайнтрауба. Используя свои связи, он добился беспрецедентного доступа в казино «Белладжио». Только представьте: однажды съемочная группа перекрыла парковку, из-за чего даже крупным игрокам пришлось воспользоваться боковым входом. Во время перерывов актеры развлекались как могли и, конечно, не преминули воспользоваться гостеприимством владельцев казино. Правда, они до сих пор не могут решить, кто же выигрывал чаще, но уж точно не Джордж Клуни — он, говорят, проиграл подряд 25 раздач в блэкджек.
На рубеже XX и XXI столетий криминальная волна в кинематографе стала стихать. «Донни Браско», «Большое дело» и «Убрать Картера» прошли незамеченными. Такие же неутешительные новости ждали и киношные ограбления — тот же «Грабеж» не смог окупить в прокате свой бюджет. Все складывалось печально, пока Дэнни Оушен не вышел из тюрьмы. Его одиннадцать друзей подоспели как раз вовремя для того, чтобы убедить индустрию: фильмы об ограблениях могут приносить прибыль. Ну а составляющие этого успеха — команда, цель и гениальный план.