Действительно ли мир окончательно раскололся на два враждующих блока
4 февраля в Пекине на знаменитой спортивной арене «Птичье гнездо» открылись XXIV зимние Олимпийские игры. Однако это знаковое событие было предварено политическим событием, которое по своему масштабу и резонансу вполне могло посоперничать с грандиозной церемонией открытия Игр. Буквально за несколько часов до нее в Китай прибыл почетный гость Олимпиады и друг председателя Си Цзиньпина Владимир Путин. Олимпиада привлекла взгляды всего мира, и именно в этот момент Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили человечеству о беспрецедентно теплых отношениях между своими странами, что выразилось, в частности, в общей позиции государств по самым сложным вопросам современной политики: Россия и Китай выступают против расширения НАТО, не признают независимости Тайваня, призывают прекратить разработку глобальной системы ПРО и т. д. В подтверждение намерений стороны подписали многомиллиардные коммерческие контракты и заявили о намерении увеличить двусторонний торговый оборот до $200 млрд к 2024 году. Означает ли все это, что мир окончательно раскололся на два враждующих блока и Украина, враждуя с Россией, лишится и своего крупнейшего торгового партнера?
РазвернутьПроект Общественная экспертиза
Главной общественной угрозой, которая дестабилизирует экономику Украины и приводит к национальной вражде, является злоупотребление властью. Слабость гражданского общества и низкий уровень жизни сегодня не позволяют уравновесить волю отдельных политиков и бизнесменов коллективной волей украинских граждан.
В связи с этим мы ведем совместный с Украинским институтом стратегий глобального развития и адаптации, проект «Общественная экспертиза». Специалисты в области права, политики, истории, философии, социологии, различных областей экономики и пр. оценивают важные решения власти, указывая на проблемные моменты, конфликты интересов или их противоречие действующим законам. У «Общественной экспертизы» два принципиальных отличия от схожих инициатив: 1) она работает независимо от того, кто именно находится у власти; 2) круг приглашенных к сотрудничеству экспертов всегда открыт (т. е. любой профессионал, независимо от политических симпатий, может предложить свой критический анализ). Мы надеемся, что «Общественная экспертиза» возьмет на себя миссию предупреждения власти от дилетантских, непродуманных или коррупционных решений.
Отбор тем и контроль демократичности нашего проекта осуществляет его постоянный ведущий, директор УИСГРА Виктор Левицкий.
Виктор Левицкий — директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации (УИСГРА), кандидат философских наук, заслуженный экономист Украины. Специалист в области социальной теории, культурной онтологии, философии истории. Имеет опыт работы на руководящих должностях в бизнесе и госуправлении. Активно участвует в продвижении интересов Украины на международной арене, выступал с аналитическими докладами в Киеве, Брюсселе, Вероне, Москве, Риме и др. Сфера научных интересов — проблемы глобального развития, политическая и культурная идеология, теория секуляризации.
Поделиться своим мнением по теме вы можете, написав нам письмо на почту: info@vesti.ua с темой «Общественная экспертиза»
Изменится (и, если да, то каким образом) ли расстановка сил в мире после пакта Си – Путин?
Илья Кононов, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии ЛНУ им. Шевченко:
– Мгновенных радикальных изменений в мире после этой встречи не произойдет, но долговременные последствия она будет иметь. Дело в том, что обстановка в мире во многом определяется соперничеством США и КНР. Борьба с усилением КНР была возведена в ранг национальной американской идеи. США начали формировать разные коалиции, нацеленные против Китая. Были планы в начальный период президентства Обамы втянуть и РФ в политику противодействия Китаю. РФ на это не пошла, что стало одной из причин ухудшения американо-российских отношений. Сейчас слабеющий гегемон получил отпор со стороны КНР и РФ. Более того, эти страны в совместном заявлении подчеркнули, что их сотрудничество превосходит военно-политические союзы времен холодной войны. КНР поддержала требования РФ к США и НАТО по обеспечению безопасности. Совместно был осужден тройственный союз AUKUS. Стороны заявили, что демократия является общечеловеческой ценностью и не должна превращаться в средство давления одних стран на другие. В краткосрочной перспективе переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина укрепляют позиции в международных отношениях обеих стран, в том числе позиции РФ на переговорах с США и ЕС по вопросам безопасности и по судьбе Донбасса. В среднесрочной перспективе это будет провоцировать нестабильность поведения американской элиты, попытки выстроить блоки против КНР.
Денис Кирюхин, научный сотрудник Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины, политолог-международник:
– Действительно, в пекинских заявлениях, которые подписали Си Цзиньпин и Путин, уже не ориентиры для действия сторон, а провозглашен состоявшийся факт: мир теперь многополярный, никто не может вмешиваться в дела других. Запад не приемлет для себя картину мира, представленную в Пекине. Концепт установленных правил на международной арене, идея большой роли доллара, демократии, посвященных ей саммитов, проводимых Байденом, деление стран на «демократические» и «авторитарные» режимы – вот эта картина мира и не вписывается в ту, что прописали Владимир Путин и Си Цзиньпин. В пекинской же декларации – принципиально новый этап, в системе международных взаимоотношений наступает борьба за модели миропорядка. И мы уже на деле увидим серьезное противостояние, когда каждая из сторон будет действовать в рамках своей, заявленной, картины мира. Естественно, когда они будут сталкиваться и пересекаться, будут возникать конфликты. Мы уже видели, что в Госдепе звучали угрозы в адрес Китая из-за содействия РФ в смягчении санкционного режима: мол, КНР также будет нести за это ответственность. А ведь это очень-очень важный сигнал со стороны Белого дома: РФ и КНР впервые связываются! И это означает: Вашингтон отдает отчет в угрозах, которые несет это сближение, и мириться с ним не намерен.
Дмитрий Ефремов, эксперт Украинской ассоциации китаеведов, сотрудник Института исследований современного Китая им. Б. Курца, китаевед:
– Сомнение вызывает факт образования «пакта» – не вижу глобального сближения между РФ и КНР, что могло бы вылиться в какой-либо союз. Я бы охарактеризовал это совпадением позиций двух стран по актуальным внешнеполитическим вопросам. И в этом контексте делал бы анализ. Чего стоило КНР подписать эти соглашения с Россией? Особо ничего. Китай ничего не потерял. Он не пошел ни на какие специальные уступки, которые потребовали бы изменения своего внешнеполитического курса. Все, что было у Китая, позиции о расширении НАТО, об Украине – они и раньше озвучивались, и таковыми они и остались. Просто они сейчас зафиксированы в этом наборе договоров. То же можно говорить и с точки зрения России. Прирост отношений произошел. Но этот прирост произошел за счет тех сфер, в которых соглашений до этого не было.
Михаил Погребинский, политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Ничего не поменяется. Никаких революционных изменений не произойдет. К этому шло, и принципиальные вопросы, которые прозвучали в этом общем заявлении, они частично были озвучены во время телефонного разговора Путина и Си. Есть несколько важных пунктов, они касаются главным образом заявки на формирующуюся новую систему мировой безопасности. Где Китай и Россия будут – либо оба, либо какими-то совместными скоординированными центрами сил, вокруг которых будут собираться те, кто не признают гегемонизма США, и коллективного Запада. Таких может очень много быть. Китай в принципе на стороне России в вопросе нерасширения НАТО, и это напрямую касается Украины. Но я не вижу тут причин считать, что роль Китая будет какой-то чрезвычайно важной.
Ну, конечно, тут Украина – это страдательная величина. Никакой активной роли она в этой системе не играет. И я бы сказал так, что, возможно, эта встреча и общее заявление делают небольшой шаг к тому, что США через какое-то небольшое время придется в той или иной степени сдавать свои позиции в Украине. И Украине придется либо выполнять Минские соглашения, чего она боится и не может, либо фактически отказаться и признать, что Донбасс ушел раз и навсегда. Китай стремительно наращивает свое военно-морское могущество. И тут США никогда не могут догнать. Просто пройдет еще два-три года – и преимущество китайцев будет настолько очевидным, что следствием этого могущества станет то, что Тайвань прямо упадет в руки Си Цзиньпина.
Не получится ли так, что в новой геополитической реальности Украина станет врагом и России, и Китая, но при этом останется на периферии «западного проекта»? Например, превратившись в «младшего партнера» Турции?
Илья Кононов:
– В настоящий момент в международных отношениях Украина в значительной степени лишилась настоящей субъектности, став орудием реализации чужих интересов. В первую очередь это касается геополитики, но в определенной степени это характерно и для экономики. К тому же политика и экономика часто входят в противоречие. Достаточно вспомнить борьбу вокруг «Мотор Сичи» в треугольнике Китай – США – Украина. Объективные особенности нашего развития толкают нас к рынкам РФ, Беларуси, стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Китая, но идеологические догмы заставляют абсолютизировать отношения с ЕС, Великобританией и США. С КНР товарооборот Украины растет все последние годы. Китай стал главным торговым партнером нашей страны. Но наш экспорт на 95% составляют сырье и полуфабрикаты. КНР поставляет нам товары с высокой добавленной стоимостью. Подобные тенденции в наших торговых отношениях с Турцией. Получается, что отношения с крупнейшими торговыми партнерами усиливают в Украине аграризацию экономики и бьют по машиностроению и легкой промышленности. Конечно, в этом нечего обвинять торговых партнеров. Своя голова должна быть!
Пока Украина находится под общим контролем США и вряд ли превратится в младшего партнера Турции. Ее при нынешнем ходе дел может ожидать худшая судьба: утрата остатков промышленности, аграризация, выезд «избыточного» населения, превращение в периферию для всех окружающих стран.
Денис Кирюхин:
– Я бы так не был категоричен. Украина предельно ограничена во многом в своих экономических возможностях. Фактически ее донором сегодня выступают международные финансовые организации, такие как МВФ. И военно-техническим донором в украинской безопасности выступает поддержка со стороны западных партнеров. Китайская международная политика построена не на вражде, а на уходе от прямой конфронтации к тому, чтобы с помощью разных других методов добиваться своей цели. Позиция Турции – это так называемые государства среднего уровня, которые сейчас развернули борьбу за региональное доминирование, в конкретном, то есть не глобально – как Россия и США, а за региональное доминирование. Но опять-таки, возможности таких игроков, как Турция, тоже будут обусловлены позициями больших центров сил, и они тоже будут лавировать.
Дмитрий Ефремов:
– Младший партнер Турции – это громко сказано. У нас с Турцией, наверное, то же, как у России с Китаем: есть точки соприкосновения, взаимных интересов, но дальше у нас вряд ли что-то еще есть. Потому что Украина уже интегрирована в тесные взаимоотношения с Евросоюзом. И, естественно, переориентация на Турцию никаких особых выгод для Украины не принесет. А что касается Украины и Китая, то КНР подчеркивает необходимость дипломатического решения конфликта, а не военного и призывает в корне избегать эскалации. То есть, как бы да, позиция близкая к российской, но тем не менее она сохраняет для Украины возможность защиты своих национальных интересов.
Михаил Погребинский:
– Нет, я не думаю, что Украина может превратиться в младшего партнера Турции. Я вообще не считаю, что Турция – важный игрок… Они просто пыжатся, хотят представить себя важным игроком. Но на самом деле таковыми не являются. Они важные до тех пор, пока они не мешают главным. Или не очень мешают главным. А что касается Запада и Украины, ну Запад и США – они не бросят Украину совсем на произвол судьбы, но просто договорятся с Россией так, что вот эти украинские амбиции – НАТО, Евросоюз – эти амбиции все умрут. И это будет за счет нейтрализации и создания здесь такого нейтрального пространства, без военных баз и прочего. Но при этом Украина может оставаться и проевропейской, и прозападной страной, потому что это очень соответствует пожеланию, по-видимому, большинства населения.
Какие плюсы и минусы открываются перед Украиной после олимпийских переговоров Си Цзиньпина и Владимира Путина и какие шаги стоило бы предпринять украинской власти в сложившихся условиях?
Илья Кононов:
– Украина должна перестать ориентироваться исключительно на один полюс силы – Вашингтон. Она должна постепенно восстанавливать свою субъектность на международной арене. Для этого необходимо ориентироваться на перспективные тенденции мирового развития.
Первым и важнейшим шагом должно стать решение конфликта на Донбассе. Восстановление территориальной целостности позволит нашей стране больше внимания уделять экономическому, социальному и культурному развитию.
Украина должна, видимо, отказаться от идеологических постулатов, предполагающих вступление в ЕС и НАТО, убрав соответствующие положения из Конституции. Внутри страны должна развиваться креативная обстановка. Для этого нужно прекратить правый идеологический дрейф, прекратить допускаемые с согласия властей бесчинства крайне правых. Нужно в официальное русло вернуть русский язык и вообще русскую культуру в Украине. Нужно, чтобы в Украине действовали школы с русским языком обучения и с языками обучения других народов, проживающих в нашей стране. В страну должна вернуться духовная свобода.
Денис Кирюхин:
– Для Украины, мне кажется, принципиально ничего не меняется. Поскольку эти переговоры между Россией и Китаем не поменяли кардинально ситуацию, они просто вывели ее на новый уровень обостряющегося противостояния, и конкуренцию, и борьбу. Очевидно, что одной из мощных слабостей Украины на международной арене является ее крайне тяжелая внутренняя социально-экономическая ситуация. Без решения своих внутренних проблем в первую очередь, добиться каких-то существенных успехов на международной арене так же не получится.
Дмитрий Ефремов:
– Китай и Россия вели переговоры относительно того, что их интересовало взаимно, их взаимных интересов. Я не вижу каких-то особых выгод либо угроз для Украины от этих переговоров. Вот и получается, что противоборствующие лагеря просто четко очертили свои позиции, я имею в виду запад и восток, ну по условной линии разграничения. Опять-таки, Украина не является настолько влиятельным внешнеполитическим врагом, чтобы изменять эти договоренности либо влиять на этот баланс сил. Что действительно надо делать Украине – это продолжать четко отстаивать свои интересы и не поддаваться внешнему давлению.
Михаил Погребинский:
– Мы вступаем в полосу, которая должна закончиться компромиссом. Пока она на стадии эскалации. Но она закончится, когда, не знаю – через месяц, через два, но закончится каким-то компромиссом, переговорами. Они, в свою очередь, могут тоже длиться месяца два-три. Но итогом этих переговоров, на мой взгляд, станет удовлетворение значительной части требований РФ, в частности, «никаких военных НАТО на территории Украины», «никакого НАТО 10-20-25 лет». И другие вещи, которые Украины не касаются. Но вот эти, если бы у нас было другое начальство – президент и правящая элита, то можно было думать, что они могли бы скорректировать свой курс, отказаться от какого-то абсурда, договориться о продлении договора на покупку газа и после 2024 года. Начать с того, что сейчас заключить газовый договор, снять часть санкций, блокирующих экономическое взаимодействие с непризнанными республиками, отвести свои вооруженные силы от линии соприкосновения. Может, не сразу, но как-то осознать, что выхода другого не будет.
Заключение Общественной экспертизы
Трудно отрицать, что к заявлениям столь влиятельных лидеров мировой политики, как Си Цзиньпин и Владимир Путин, прислушаются во всех уголках мира. Кроме военной мощи и прямых экономических санкций, которые есть у китайско-российского блока (объединяющего более 1,5 млрд человек и обладающего совокупным ВВП (ППС) под $30 трлн), не стоит забывать и методы «косвенные» – в последнее время в орбиту двух сверхдержав, благодаря международным проектам, вошли десятки стран. Каждая из них сегодня задумается над тем, какие потери ей сулит разрыв отношений с Россией или Китаем. И это обязательно скажется на влиятельности коллективного Запада. Команде Зе об этом тоже стоит задуматься.
Источник