Новые quot;признаки однодневкиquot;: как доказать контрагенту добросовестность компании
У ФНС новая политика в борьбе с фирмами-однодневками. Поэтому теперь безопаснее заранее предоставлять покупателям полную информацию о компании, включая декларации и платежные поручения.
Даже самую добросовестную компанию налоговики могут посчитать однодневкой и скомпрометировать ее в глазах контрагентов. Такое произошло с нашими читателями. Практика распространяется и уже приводит к судебным спорам.
Как мы выяснили, причина в новых рекомендациях ФНС. Одно из внутренних писем ведомства оказалось в нашем распоряжении.
Новые quot;признаки фирмы-однодневкиquot;
Главбух оптовой компании рассказала, как чуть не лишились крупного клиента. Их покупателю налоговики сообщили, что компания нашей читательницы — однодневка. У нее большие обороты и маленький штат, поэтому покупателю рекомендовали пересмотреть вычеты НДС.
Опрошенные нами налоговики подтвердили, что подобные письма рассылают контрагентам организаций, которые попали под подозрение.
Подозрительным поставщиком считается прежде всего компания с номинальным директором. Во внутреннем письме инспекторам поручили отслеживать крупных клиентов каждой такой компании.
Инспекторы рассказали, что также в группе риска поставщики, которые не платят налоги или обладают признаками транзитных компаний: налоговая нагрузка менее 1%, списание денег в течение двух дней после поступления на счет и т. д.
Инспекция берет банковскую выписку quot;сомнительногоquot; поставщика. Отбирает покупателей, которые перечислили ему более 10 млн рублей, и передает сведения в их инспекции. Затем налоговики рекомендуют покупателям пересмотреть обязательства. То есть исключить из расходов платежи в пользу quot;сомнительнойquot; компании.
Документы, подтверждающие добросовестность компании
Налоговики считают, что поставщикам доказывать инспекции свою добросовестность нет смысла. Были случаи, когда налогоплательщики приносили в ИФНС целое досье на себя. Готовы были подать любые документы, лишь бы инспекция не распугивала клиентов. Но с нулевым эффектом. Эти документы получены не на проверке, поэтому их негде хранить и некуда ввести. А банковская выписка — результат налогового контроля. На ее основании контрагентам рассылают quot;письма счастьяquot;.
Через суд заставить инспекцию исключить компанию из базы однодневок не удается. Судьи не видят связи между рассылкой писем контрагентам и последующим расторжением контрактов.
Единственный способ не потерять клиента — напрямую представить ему документы, подтверждающие добросовестность компании.
С точки зрения покупателя, главное убедиться, что поставщик добросовестный и платит налоги. Поэтому поставщик должен представить максимальный пакет документов:
- выписку из ЕГРЮЛ;
- копию устава;
- копию решения о назначении директора;
- копию паспорта директора;
- копию последней отчетности;
- копию штатного расписания;
- справку из инспекции об отсутствии долгов;
- рекомендательные письма от других контрагентов.
В ФНС считают, что неуплату налогов не перевесят никакие оправдательные документы. Если поставщик не может предъявить декларации и платежные поручения на перечисление налогов, от сотрудничества с ним безопаснее отказаться. Но, если компания подтверждает, что платит налоги, сотрудничество с ней безопасно.