В Украине ракетными разработками в основном занимается КБ Южное. Одна из новых разработок — это БМ-21УМ, как легко догадаться, украинская модификация системы БМ-21 Град. Установленная на новом шасси пусковая установка была полностью модернизирована и усовершенствованна, а также использовалась электрическая система поворота и возвышения. Однако в случае с украинским вариантом изменения пошли в несколько ином направлении, чем, например, в польской системе WR-40. На основе боевого опыта увеличено, в частности, количество ракет в пусковой установке до 50.
Опыт украинских вооруженных сил, извлеченный из конфликта на востоке страны, наглядно свидетельствует о большом значении ракетной артиллерии. В том числе, в значительной степени широко используемые обеими воюющими сторонами, пусковые установки калибра 122 мм. Поэтому неудивительно, что только что модернизированные БМ-21 Град, как раз первыми прошли полный научно-исследовательский цикл и попали в производство.
Можно сказать, что именно Польша проложила путь для последующей модернизации системы БМ-21 Град, поставив в 2008 году на вооружение собственных вооруженных сил пусковые установки WR-40, выпускаемые HSW. Польские решения, очень похожи на изменения, внесенные концерном Укроборонпром, в рамках программы BM-21u Werba, то есть Wierba и далее Berest. Их предшественником был проект Bastion, которая заключалась в переводе БМ-21 на отечественные шасси Краз-6322 и применение цифровой системы управления огнем производства украинской компании Orizon-Navigation. Это была простая и быстрая модификация, но отвечающая насущным потребностям.
В конечном счете, в программе более глубокой модернизации под кодовым названием Werba вместо российского шасси Урал использовал украинский грузовик КрАЗ-6322 в компоновке 6х6, оснащенный новой кабиной из пяти человек для всего экипажа. Благодаря этому не только увеличились ходовые возможности, но и стали независимыми от российских комплектующих.
Система управления огнем » ивы » автоматизирована и предназначена для взаимодействия с современными системами управления и управления полем боя. Его сердцем является система позиционирования GPS, производства украинской формы Orizon-Navigation, специализирующейся на GPS-навигации / ГЛОНАСС. Благодаря точному позиционированию автомобиля относительно цели, как на марше, так и в огневом положении, точность управляемого огня значительно увеличивается. Также была введена автоматизация всех процессов пусковых установок, начиная от зарядки, наведения и прицеливания и заканчивая запуском ракет.
Поскольку боеприпасы могут быть поданы на пусковую установку автоматически, а ракеты не требуют ручного подключения к системе запуска с использованием специального транспортного средства загрузки, весь процесс заполнения пусковой установки занимает около 7 минут. Как и в польском проекте лангуста-2 или чешской пусковой установки РМ-70, также Украинцы рассматривали возможность удлинения транспортного средства и установки автомата для зарядки и запаса боеприпасов в виде полного огневого блока, но отказались от него из-за мобильности и проблем безопасности. Был выбран другой путь. В то время как пусковые установки Верба поступили в 2019 году в серийное производство, принадлежащая концерну Укроборонпром компания Шепетовский ремонтный завод направила на испытания пусковую установку, обозначенную как БМ-21УМ Берест.
Боевой опыт, то есть больше и прямее
Именно Шепетовские ремонтные заводы выпускают с февраля 2019 года пусковые установки БМ-21у Верба, разработанные Харьковским конторой им.Морозова. Однако с 2017 года также ведется работа над модифицированным вариантом.