Второй сольный фильм о Человеке-муравье выходит как нельзя кстати: после колоссального размаха «Войны бесконечности», самой трагичной на сегодня серии киновселенной Marvel, «Человек-муравей и Оса» приятно радует своей скромностью в плане масштаба. Когда, казалось бы, к двадцатому фильму-комиксу все мы должны были окончательно устать от жанра, студия демонстрирует, что жанра, собственно, нет, так что и уставать не от чего.
Вспоминая все марвеловские релизы этого года, стоит признать, что более изящного выхода из кризиса нельзя было придумать. Раз уж разрушать в каноне супергеройской истории уже решительно нечего, Marvel незаметно из компании одного жанра стала компанией одной стилистики. Потому что при внимательном рассмотрении «Мстители: Война бесконечности» — это классический эпос, «Дэдпул 2» — подростковая черная комедия, а «Человек-муравей и Оса» — комедия для семейного просмотра. Не удивимся, если впереди нас ждут мелодрамы, романтические комедии, боевики или, к примеру, триллеры о супергероях. Гибридность этих историй сегодня — залог их успешной эволюции, которая, похоже в самом разгаре.
Главный герой Скотт Лэнг (Пол Радд) — преемник доктора Хэнка Пима (Майкл Дуглас). Когда-то доктор изобрел специальный костюм, позволяющий уменьшаться до микроскопических размеров, но изобретение обернулось для него семейной трагедией. Вместе с женой они должны были обезвредить летящую бомбу огромной разрушительной силы. Его супруга уменьшилась до размера кванта и не смогла вернуться из мира микрочастиц. Поэтому Хэнк Пим выбрал в преемники мелкого преступника (Скотт в прошлом был вором), вместо того чтобы передать свой опыт дочери Хоуп (Эванджелин Лилли).
Новая встреча со Скоттом начинается с его заточения: после событий фильма «Первый мститель: Противостояние» он находится под домашним арестом. Стоит заметить, что несмотря на жесткую структуру и иерархию в этой огромной киновселенной, каждый раз знание предыстории остается факультативным. Если и есть ярые поклонники, держащие в голове хронологию всех событий, то рядовому зрителю столь глубокое погружение в контекст не обязательно. Кроме того, решитесь распутывать этот клубок — начать можно с любого конца и с любого места. Так или иначе, домашний арест переживается главным героем не без ленивого удовольствия. Но пока он наслаждается ролью счастливого отца, пропавшая тридцать лет назад в квантовом мире жена доктора Пима неожиданно вступает с ним в контакт. Чтобы спасти ее, Скотту вновь предстоит воссоединиться с доктором Пимом, Хоуп и волшебным костюмом.
Что такое этот квантовый мир, как и куча других научных чудес, из фильма не становится понятно. Да и к чему, действительно, объяснять чудеса, когда они перед тобой на экране — их зрелищности вполне достаточно, чтобы поверить. У режиссера Пейтона Рида получился самый детский фильм о супергероях. Хоуп наконец обретает собственный геройский костюм и почти питерпеновские крылья. Постоянное уменьшение или увеличение предметов — в основе доброй части отличных гэгов. Отсутствие серьезных злодеев или реальной большой угрозы превращает историю в один сплошной аттракцион, где несколько в целом приятных героев гоняются друг за другом, перекидываясь уменьшенной секретной лабораторией, как горячей картошкой.
Такое баловство пресечь в ответственный момент может только взрослый, что и демонстрирует Человек-муравей, внезапно увеличившийся до исполинских размеров. Примечательно, что взрослость тут принципиально относительна — Скотт порой выглядит не взрослее своей непоседливой дочери. Из-за неисправности костюма он то и дело попадает в неловкие ситуации, например, становится ростом с десятилетнего ребенка или, увеличившись, использует грузовик как самокат.
Помимо такого практически мультипликационного озорства, построенного на сотню лет существующем принципе банановой кожуры и комедии положений, в фильме много и других шуток. За более находчивый и тонкий юмор отвечают сразу несколько комиков. К примеру, роль присматривающего за Скоттом агента ФБР исполняет корейско-американский комедиант Рэндалл Парк. Ближайший соратник Человека-муравья, его бывший сокамерник Луис (Майкл Пенья), уморителен в роли обязательного друга-недотепы. Не говоря уже о том, что исполнитель главной роли Пол Радд и сам в первую очередь комедийный актер, прославившийся своими ролями в сериале «Друзья» и комедиях «Люблю тебя, чувак» и «Взрослая неожиданность».
То же детское озорство можно заметить и в способе хранения всего супергеройского обмундирования: целый автопарк перевозится в небольшой круглой коробке и выглядит как набор игрушечных машинок. Это тот редкий случай, когда инфантильность фильму очень к лицу. Он способен будить в зрителей ребенка, убедить, что все детские игрушки — настоящие и соразмерны реальному миру, если сильно захотеть. Это чистое воплощение детских фантазий, очень притягательное и заманчивое.
Девушка Призрак — главная не то чтобы отрицательная героиня, скорее серьезная помеха плану спасения пропавшей в квантовом мире матери. Частицы ее тела настолько неустойчивы, что она способна рассеиваться и проходить сквозь стены. Но и она в сюжете для того, чтобы еще раз показать — абсолютно все поправимо. В конце концов, в этом фильме никто никого не убивает, а смерть — всегда результат трагических обстоятельств. Каждую вину можно искупить или легко отбросить и оставить позади — с такой молниеносной скоростью она уменьшается до наноразмеров.
«Человек-муравей и Оса» — очень смешная уютная сказка, утешительный флешбэк после драматичной победы Таноса, рассеявшего минувшей весной половину любимых марвеловских персонажей. И только в сценах после титров вдруг вновь возникает напоминание о предстоящей тяжелой битве. Что же, передышка удалась на славу.