Налоговики раскрывают схемы с помощью сайтов компаний
Инспекторы пробивают организации и их контрагентов через интернет, чтобы найти доказательства схем. Мы выяснили, какую информацию в интернете стоит проверить компаниям, чтобы сократить риски.
Сведения из интернета все чаще становятся оружием в руках налоговиков. Недавно ФНС России сообщила на сайте nalog.ru о споре компании и столичного УФНС, в котором налоговики отстояли 1,8 млрд рублей доначислений. В этом инспекторам помогли данные сайта проверяемой организации. Но это далеко не единственный пример. Инспекторы часто используют сайты как доказательство нарушений.
Сайт компании противоречит данным учета
В деле, о котором рассказала ФНС России, компания-агент искала покупателей оборудования и включала в доходы только агентское вознаграждение. Но инспекторы доначислили ей налоги со всей выручки, признав, что организация и есть реальный продавец, а принципалы mdash; однодневки. В суде налоговики ссылались на сайт компании, где было сказано, что она тесно сотрудничает напрямую с заводом-производителем. Это убедило судей в фиктивности агентских договоров (постановление Арбитражного суд Московского округа от 09.10.14 № Ф05-11092/14).
В другом деле налоговики заявили, что компания провела не ремонт, а модернизацию оборудования. Это подтверждал сайт компании: в размещенном на нем отчете было сказано, что у нее увеличился выпуск продукции, а затраты на электроэнергию уменьшились. Такого можно было добиться только путем модернизации (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.14 № Ф05-3236/14).
Меры безопасности. Чтобы избежать вопросов инспекторов, стоит проверить, не расходятся ли данные на сайте компании о ее возможностях и достижениях с данными учета.
У контрагента нет сайта
Налоговики считают, что у любой реально работающей компании должен быть свой сайт, а его отсутствие mdash; признак однодневки. Этот аргумент помогает им выигрывать споры (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.14 № Ф05-6909/2014).
Меры безопасности. Опрошенные столичные инспекторы рекомендуют: если у контрагента нет сайта, надо взять у него визитку или рекламный буклет и приложить к договору. Это поможет доказать осмотрительность, а заодно и реальность контрагента.
На сайте производителя не назван дилер
Если компания утверждает, что товар ей поставил официальный дилер, налоговики проверят данные о нем на сайте производителя. В одном из дел инспекторы доказали фиктивность сделки, так как официальным дилером была совершенно другая компания (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.14 № 09АП-36306/2014).
Меры безопасности. При покупке товара у дилера стоит убедиться, что информация о нем есть на сайте производителя, и сделать скриншот. А если ее там нет, попросить копию дилерского соглашения.
Информация исчезла из интернета
Налоговики пытались доказать нереальность рекламных услуг: инспекторы не нашли баннеров с рекламой организации в интернете. Но у компании оказались скриншоты, которые доказали, что в момент оказания услуг баннеры были (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.14 № 09АП-13108/2014).
Меры безопасности. Информация в интернете может появляться и пропадать в любой момент, поэтому московские инспекторы рекомендуют всегда делать скриншоты экрана с важной информацией. Это касается не только рекламы, но и сведений на сайтах контрагентов mdash; о ценах, услугах, отзывах и т. п. Важно, чтобы на скриншотах сохранилась дата. Можно воспользоваться Версией для печати mdash; при распечатке страницы дата будет видна, налоговиков такое подтверждение вполне устроит.
Три ловушки на собственном сайте
1. Контакты. В разделе Контакты обычно перечислены актуальные адреса компаний, магазинов и схемы проезда. Если инспекторы обнаружат, что данные не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ, не исключен штраф до 5 тыс. рублей (ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
2. Вакансии. При размещении вакансий на сайте зарплата в них должна соответствовать официальной. Если на сайте оклады выше, налоговики могут заподозрить конвертную схему.
3. Отчетность. Если компания размещает на сайте бухгалтерскую отчетность, она должна соответствовать той, которая ранее сдана в ИФНС. При несоответствии возможен штраф до 30 тыс. рублей по статье 120 НК РФ.