Выборы президента Грузии закончились победой независимого кандидата, явного фаворита правящей «Грузинской мечты» Саломе Зурабишвили. Тем самым эти выборы вписали в историю «демократизации» современной Грузии еще одну страницу – впервые главой грузинского государства, пятым по счету президентом станет женщина.
ЦИК Грузии сработал максимально оперативно и уже выложил данные со 100% избирательных участков. За С. Зурабишвили проголосовали в общей сложности 1 147 625 человек, что составило 59,52% участвовавших в выборах. Соответственно, ее главный соперник – кандидат от «Единого национального движения» Григол Вашадзе набрал 40,48%, или 780 635 голосов избирателей. Непривычно высокой была и явка избирателей: почти 2 млн. человек, или 56,23% всех зарегистрированных избирателей.
Победа С. Зурабишвили неожиданностью и сюрпризом не оказалась. В это дело правящая партия «Грузинская мечта» вложила слишком много усилий, финансов, ресурсов. По данным Службы государственного аудита Грузии, С. Зурабишвили потратила на избирательную кампанию почти 6,4 млн. лари, тогда как расходы «Единого национального движения» на кампанию своего кандидата Григола Вашадзе составили немногим более 1,1 млн. Причем часть средств (1 млн. лари) С. Зурабишвили взяла в качестве кредита у основанного председателем правящей партии Бидзиной Иванишвили банка «Карту». Остальные суммы ей пожертвовали врачи, бизнесмены, политики, «рядовые состоятельные» граждане…
Особую мобилизацию всех возможных средств политической борьбы «Грузинская мечта» объявила после первого тура, результаты которого оказались не совсем благоприятными для поддерживаемого ею кандидата, так как С. Зурабишвили лишь на 0,9% опережала Григола Вашадзе, а набравший в первом туре почти 10% голосов избирателей кандидат от партии «Европейская Грузия» Давид Бакрадзе пообещал, что все его избиратели во втором туре проголосуют именно за Вашадзе. Для Зурабишвили такая перспектива означала поражение во втором туре, что осознали в правящей партии и приступили к активным и, можно сказать, агрессивным действиям.
От прежней политики и тактики обороны, ответов на обвинения и выражения пренебрежения к сопернику «Грузинская мечта» и ее кандидат перешли к активному наступлению. Обвинениям противопоставили аналогичные обвинения, расходам – свои расходы, пропаганде – свою пропаганду… С этой целью правящая партия привлекла израильских специалистов по пиару и пропаганде, которые придали избирательной кампании Зурабишвили активно-агрессивную направленность и бросили все средства на развенчание соперника – Вашадзе.
Впрочем, средства и методы борьбы обеих политических сил, стоящих за претендентами на пост главы государства, мало чем отличались друг от друга. Пропаганда «Грузинской мечты» и ее сторонников выводила Г. Вашадзе как «российского агента», прошедшего школу в МИД СССР, а «Единое национальное движение» делало главный упор на тех заявлениях Зурабишвили, которые касались кровавых событий августа 2008 года и в развязывании которых она недвусмысленно обвиняла М. Саакашвили и «Единое национальное движение». Сторонний зритель, которому незнакома грузинская реальность, мог подумать, что в независимой Грузии за пост президента сражаются два «шпиона» или «агента» России и сражаются за то, чтобы в очередной раз вернуть Грузию в орбиту России. К слову, оппоненты и после выборов продолжают утверждать, что вместе с С. Зурабишвили «Грузинская мечта» и ее лидер Б. Иванишвили еще настойчивее будут проводить в Грузии выгодную Кремлю политику.
Методы пиара, которые после первого тура по совету израильских специалистов применила «Грузинская мечта», балансировали на грани законности и беззакония, демократии и произвола. Для развенчания политического противника были использованы подконтрольные телекомпании, электронные и печатные СМИ, социальные сети и остальное пространство интернета, где была развернута массовая кампания под общим заголовком «Нет нацам, нет злу», а также «Нет Мише» (Саакашвили), «Нет насилию» и другими аналогичными лозунгами. Старые фотографии и видеозаписи напоминали избирателям эпизоды жестокого подавления митингов оппозиции, расправ над политическими противниками, убийств граждан, всех преступлений, в совершении которых оппоненты обвиняли М. Саакашвили и его правительство.
Антипропаганда против кандидата от «Единого национального движения» вылилась на улицы Тбилиси и других городов страны. Выразилась она в красочных билбордах с карикатурными портретами М. Саакашвили, Г. Вашадзе и других лидеров ЕНД и надписью по всему плакату: «Нет нацам, нет злу». На возмущенные протесты оппонентов против незаконных методов борьбы в «Грузинской мечте» заявили, что плакаты заказал и развесил по городу не состоящий в рядах партии бизнесмен, который в свое время стал жертвой бесчинств правительства Саакашвили, а сейчас решил внести свою лепту в общее дело – «не допустить возвращения к власти насильственного режима».
Включились в эту кампанию и игравшие доселе роль конструктивной оппозиции «Грузинской мечты» члены «Альянса патриотов», сравнительно молодой политической силы, созданной незадолго до парламентских выборов 2016 года, но благодаря определенным заслугам отдельных ее членов получившей мандаты в нынешнем парламенте. За несколько дней до второго тура «Альянс патриотов» провел в Батуми, а затем и в Тбилиси масштабные акции протеста против партии Саакашвили и ее кандидата, главным лозунгом которых был все тот же призыв «Нет нацам, нет злу».
Одновременно правящая партия в надежде на реабилитацию в глазах избирателей была вынуждена пойти на определенные уступки, о которых прежде и слушать не желала. В частности, отозвала из парламента спорный законопроект, предусматривающий легализацию в стране культивации конопли и экспорта марихуаны в соседние страны. Временно было приостановлено вступление в силу законопроекта, ограничивающего и ужесточающего условия выдачи кредитов населению. А за несколько дней до второго тура премьер-министр торжественно объявил, что по договоренности с банками и различными финансовыми организациями будут списаны долги тех граждан, которые внесены в так называемые черные списки, то есть ярых неплательщиков. Оппоненты однозначно расценили эту инициативу правительства как незаконный шаг и попытку подкупа избирателей.
Аналогичную оценку дали этой инициативе и в Европарламенте. Отвечая на обвинения, в правительстве лишь заявили, что идея списания долгов гражданам не нова, что министерство финансов работает над ней с лета и что с выборами она никак не связана. Тем не менее идея вызвала в грузинском обществе достаточно серьезный ажиотаж. Вплоть до того, что люди, называвшие себя активистами «Грузинской мечты», ходили по домам избирателей и сообщали, что фонд «Карту» уже заплатил за них банковский долг, а посему тем нужно будет пойти на выборы и проголосовать за Саломе Зурабишвили. Огорошенные избиратели звонили в банк, в котором ранее взяли кредит, и выясняли, что никто им долг не списывал и что обязательства его погашения остаются в силе.
Параллельно свою антипропаганду продолжало «Единое национальное движение», которому в этом деле активную и деятельную помощь оказывали «братские» политические партии внутри страны и партнеры за рубежом. Содействовали этой пропаганде и некоторые грузинские неправительственные организации.
За несколько дней до выборов три грузинских НПО провели срочную пресс-конференцию и сообщили, что в Министерстве юстиции Грузии печатаются фальшивые удостоверения личности, которые выдаются надежным людям, чтобы те на выборах проголосовали за С. Зурабишвили. Суть распространенной ими информации была такова: Минюст, точнее Агентство по развитию государственых сервисов, которое занимается изготовлением и выдачей личных документов граждан, по поручению высшего руководства готовит на определенную группу «надежных» лиц по 5 удостоверений личности. На всех 5 документах будет фотография одного и того же человека, а фамилия и личный номер будут разные. И этими документами один и тот же человек сможет проголосовать на 5 разных избирательных участках. Как заявили представители этих НПО, информацию о готовящейся фальсификации выборов им предоставил анонимный источник в Минюсте. Оппозиция тут же подхватила эту новость и даже успела довести ее до сведения зарубежных партнеров, и на состоявшемся незадолго до второго тура выборов заседании одного из комитетов Европарламента делегации Грузии было указано на недопустимость подделки личных документов граждан. В министерстве юстиции, разумеется, эту информацию категорически опровергли, а прокуратура начала расследование и опросила представителей, разгласивших информацию НПО, но установить, кто был их источником в Агентстве по развитию государственных сервисов, так и не смогла.
Через пару дней эта информация получила дальнейшее развитие: оппозиция сообщила, что ЦИК Грузии перед вторым туром увеличил списки избирателей на целых 10 тыс. человек, и назвала этот факт еще одним подтверждением готовящейся властями фальсификации выборов.
Интересно, что в ЦИК факт увеличения численности избирателей отрицать не стали, но объяснили его тем, что между первым и вторым туром выборов, с 28 октября по 28 ноября, новые удостоверения личности получили граждане, которым в этот период исполнилось 18 лет. Еще одной причиной была названа дополнительная регистрация, которую перед вторым туром прошли до этого нелегально находившиеся за рубежом граждане Грузии.
На дискредитацию С. Зурабишвили и лидера «Грузинской мечты» Б. Иванишвили работала телекомпания «Рустави-2», которая была и продолжает оставаться главным рупором политических идей М. Саакашвили и его партии. Поддержку ей оказывал ряд менее крупных и менее влиятельных телекомпаний, печатных и электронных СМИ, которые периодически публиковали разоблачавшие правящую партию, ее лидеров и ее кандидата материалы.
На волне такого негатива и противостояния и подошли обе партии и оба кандидата ко второму туру. По оценке ЦИК Грузии, выборы в целом прошли в мирной обстановке, но оппозиция и ряд местных наблюдателей зафиксировали отдельные факты подкупа избирателей, изгнания представителей наблюдательных организаций и СМИ с избирательных участков, массового вбрасывания бюллетеней в урны, фотосъемок в кабине для голосования, контроля воли избирателей, что отражено в соответствующих отчетах.
Достаточно резким и жестким оказался отчет о выборах, составленный американской неправительственной организацией NDI, которая выступает в качестве наблюдателя на всех выборах в Грузии. По ее оценке, эти выборы были напряженными и поляризованными. Период между первым и вторым турами характеризовался случаями насилия, информациями о запугивании, другими действиями, идущими вразрез с избирательным законодательством. Риторика оппонентов в этот период, по мнению NDI, стала более агрессивной и враждебной, а самой избирательной кампании недоставало конструктивных дебатов между главными конкурентами. «Это был референдум на политическое лидерство, борьба за власть и ложный выбор между двумя сценариями, описывающими конец света» – так образно описали представители NDI суть развернувшейся в Грузии между двумя турами выборов политической борьбы.
Как бы то ни было, основные политические баталии остались позади. Правда, экс-президент Саакашвили сразу же после окончания выборов заявил, что не признает победу С. Зурабишвили, и призвал всех своих соратников и сторонников начать акцию всеобщего неповиновения. Началом такой акции должно было стать большое собрание «Единого национального движения» в Большом концертном зале Грузинской государственной филармонии, которое состоялось 29 ноября, но закончилось пока без особых последствий и революционного развития событий. Лидеры партии объявили результаты президентских выборов нелегитимными и сообщили о переходе к новому этапу политической борьбы.
Начнется этот этап с акции протеста, которая должна состояться в воскресенье 2 декабря на проспекте Руставели в Тбилиси. «Единое национальное движение» намерено на этой акции выдвинуть властям требование проведения внеочередных парламентских выборов.
А Саломе Зурабишвили, инаугурация которой, по информации ЦИК, состоится в середине декабря, уже принимает поздравления и делает первые значительные заявления. В частности, она заявила, что работать будет не в президентском дворце, а в более скромной резиденции на улице Атонели. После президентских выборов 2013 года в эту резиденцию обещал перейти и пока еще действующий президент, в тот период ставленник Б. Иванишвили – Георгий Маргвелашвили, но потом передумал и обосновался в отстроенном по инициативе Саакашвили и, по его мнению, более подходящем статусу и положению президента Авлабарском дворце. К слову, с этого «самостоятельного» шага Маргвелашвили и начались его «расхождения» и противостояние с «Грузинской мечтой».
Источник