Главный символ корпорации Disney переходит в общественное достояние: начиная с 1 января каждый желающий сможет использовать в коммерческих целях оригинальный образ Микки Мауса.
Обаятельный мышонок был создан в 1928 году Уолтом Диснеем и Абом Айверксом. Образ Микки вдохновлен Чарли Чаплином и Дугласом Фэрбенксом. Мультфильмы об антропоморфной мыши пользовались такой популярностью, что вскоре Маус стал главным лицом диснеевской корпорации.
Микки часто становился героем скандальных историй. В 1971 году художник Дэн О’Нилл выпустил комикс, в котором Маус предстал в образе контрабандиста наркотиков. Это, естественно, не понравилось руководству Disney. Дело переросло в восьмилетнее судебное разбирательство. О’Нилл настаивал, что имеет право использовать чужих персонажей в качестве объекта пародии. В итоге суд принял сторону Disney. Чтобы избежать тюремного срока, Дэн согласился больше никогда не рисовать Микки Мауса.
В течение долгие лет многие авторы пытались доказать, что диснеевцы неправильно оформили права на персонажа и тот должен попасть в свободный доступ. Студии удавалось отбиваться от этих нападок вплоть до 1998 года, когда персонаж должен был перейти в общественное достояние после истечения 70-летнего срока с момента своего создания. Disney потратила немало денег и сил, чтобы продавить законопроект, увеличивший срок американского копирайта еще на 25 лет.
Теперь Микки наконец-то переходит в общественное достояние. Учитывая модный тренд, первыми на образ мышонка наверняка покусятся создатели хорроров. За последние пару лет в свободный доступ перешли такие известные персонажи, как Джей Гэтсби и Винни-Пух. Первый сразу же стал героем нескольких зомби-романов, а медвежонок из сказок Алана Милна превратился в маньяка в картине «Винни-Пух: Кровь и мед».
У диснеевцев есть способы защитить Микки Мауса. Во-первых, в общественное достояние перешел пока лишь начальный образ мышонка из трех первых короткометражек студии. Современный дизайн Микки уйдет в народ лишь через несколько лет. Во-вторых, студия зарегистрировала на персонажа не только копирайт, но и торговую марку. Disney с высокой долей вероятности будет судиться с создателями любого фильма о Маусе и напирать на то, что те незаконно используют зарегистрированный трейдмарк. Тем не менее юристы считают, что в этот раз диснеевцев может ждать неудача: после перехода персонажа в общественное достояние авторам новых картин будет достаточно доказать, что их продукция не имеет никакого отношения к Disney и не повторяет уже существующие проекты и товары голливудского киногиганта.
Источник: Variety