Это можно назвать новой философией коммуникации. Дело даже не в соцсетях, не в технологиях, а в умении и готовности людей договариваться самостоятельно. Это и является сегодня главным противоядием конфликту и катастрофе. Антидвором и антикухней. Именно способность людей договариваться и помогает каждый раз избегать политического и социального ада. И для того чтобы обрести смысл, не обязательно заглядывать за край пропасти.
Понятие “постсоветский” — как маникюр или завивка, оно не отражает сущностных изменений. Принципиальное разграничение по-прежнему проходит по границе советский/несоветский. В недавнем письме министру культуры члены Общественного совета при том же министерстве недаром пишут, что фильм “Смерть Сталина” унижает “достоинство советского человека” — это определение, как мы видим, не потеряло актуальности для нынешней власти.
Прославляемый сегодня как “школа мужества” советский двор — это пространство архаизации, тупиковых коммуникаций и уничтожения смысла. Он создает конфликт из любого подручного материала (национальность, имущественное неравенство, месторасположение). Но это всегда — средство; единственная цель — производство конфликта буквально из ничего, на пустом месте. Это простейший способ подростковой отрицательной самоидентификации, но впоследствии он становится единственным способом обретения идентичности. И соответственно — комфортным состоянием.
Короткий пост певицы Елены Ваенги в связи с акцией Pussy Riot в 2012 году обессмертил ее: формула “попробовали бы они это…” за последующие годы превратилась в универсальную. Недавний пример — реакция в сети на выступление школьника Николая Десятниченко в Бундестаге: “Попробовал бы он это в Кнессете” (имеется в виду — выступить с той же речью).
Европейский миграционный кризис. Подробные данные на 05.02.2018 г.
При цитировании и использовании материалов ссылка на обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства «Iнтерфакс-Україна», «Українськi Новини» в каком-либо виде строго запрещены
В Германии на выборах 2017 года социал-демократическую партию, СДПГ, поддержали 20,5%. Это худший результат СДПГ на выборах после II мировой войны, по утверждению EU Observer. В 1998 году партию, лидером которой был Герхард Шрёдер, поддерживали 40%.
Миграционный кризис цифры. Последние подробности.
Уникальность человека путинской эпохи в том, что во многих своих проявлениях он сегодня выглядит как бы более советским, чем при советской власти (при этом его экономическое поведение по факту скорее несоветское). Как такое возможно?
Как пуля в полете раскрывает свои качества, — пусть бы она и пролежала до этого на складе много лет, — так и советский человек раскрылся полностью лишь в постсоветское время. Причем именно тогда, когда стало казаться, что “все закончилось” — спустя десятилетия. Речь, конечно, не о внешних атрибутах лояльности, вроде веры в победу коммунизма, — они осыпались. Зато советское проявилось в глубинных установках, привычках, реакциях, моделях поведения. Это глубинно советское вне советского проекта предстало сегодня словно бы в экспериментальной чистоте, в стерильном, выпаренном виде. Будем называть эту советскую сущность, чтобы избежать путаницы, советскостью.
Но одно дело — десубъективация, виртуализация, “измельчание личности”, сложившиеся в Европе и Америке в результате естественного развития экономики, раскрепощения, прозрачности, глобальных сетей — как побочный эффект демократии. А другое дело — сознательное превращение демократических принципов и институтов в имитацию, в глобальный аттракцион; попытка подделать не только принципы, но и эмоции самих людей.
Социал-демократическая партия Австрии (СДПА) за последние 15 лет лишилась поддержки 10% избирателей.
Мышление в рамках катастрофы искажает картину мира, лишает доверия, способности к диалогу и в конечном счете лишает веры в человека. Советское сознание не может привыкнуть к тому, что решает всегда индивидуум, а не массы. Что у мира нет “заокеанского хозяина” и решения принимает свобода в лице человека.
Откуда в советском человеке 2.0 скрытая тяга к катастрофе? Это болезненная компенсация за крах советского проекта. Человеку советскому обещали, что крах капитализма и победа коммунизма неизбежны. Вместо этого крах постиг сам коммунизм. Катастрофа — это как бы обратная сторона обещанного коммунизма. Его изнанка. Раз катастрофа случилось с нами, пускай она случится и со всеми остальными, иначе несправедливо. Советское мышление оперировало десубъективизированными категориями (массы, буржуазия, классы); нынешнее мыслит в похожих категориях неназванных “темных сил”, “мирового правительства”, “Запада”.
Греческая социал-демократическая партия ПАСОК превратилась практически в малозначительную партию. Во время выборов в парламент в 2012 году ее поддержка упала более чем на 30%.
Миграционный кризис график. Срочная информация.
Ни одно из расследований, посвященных бизнесу Рината Ахметова, не имело такого эффекта, как опубликованное сегодня интервью директора по международным связям СКМ. Из этого текста пытливый читатель узнает, что топ-менеджеры “Уважаемого” не ведают, что творят: когда заключают сделку о покупке чего-то за 860 млн долларов толком не знают, что покупают, у кого покупают, а самое главное — зачем.
Именно этой энергией “излета советской пули” до сих пор и пользуется Кремль, но любой полет конечен. В новелле, в народе называемой “Мартин Алексеевич”, из романа “Норма” — дебютного произведения Владимира Сорокина, написанного на излете советской власти, в 1983 году, — описана, как только сейчас стало понятно, эта самая советскость, ее зарождение и распад. Советский человек закончится вместе с речью; но прежде он должен выговориться до конца — до буквы, до звука. Что, собственно, сегодня мы и наблюдаем: тотальный процесс выговаривания из себя советского. Этот “мартин алексеевич” и есть сама советскость, язык насилия, который направлен на других, но уничтожает в итоге самого себя.
Советская идеология апеллировала к универсальным концептам: свобода, равенство, дружба народов. Путинский человек — как бы локальный, камерный в отличие от рассчитанного на большие залы советского человека. Он перестал “жить миром”, оказался оторван от универсалистских корней, связывающих его с человечеством. Парадокс — это произошло тогда, когда, казалось бы, связей с миром стало в тысячи раз больше.
До недавнего времени и Лейбористская партия в Великобритании следовала той же тенденции к снижению популярности, в 2001-2015 гг. она, по данным EU Observer, лишилась 10% голосов, Тем не менее, на парламентских выборах в прошлом году лейбористам удалось заручиться большей поддержкой.
КонтекстТупиковый путь социал-демократииDelfi.ee30.01.2012Кризис немецкой социал-демократии: кто виноват?ИноСМИ29.01.2018Особенности эстонской социал-демократииDelfi.ee18.04.2014Фарс французской социал-демократииSlate.fr17.01.2014«В некоторых частях Европы уже давно высок уровень безработицы, и социал-демократические партии не смогли отреагировать на фрустрацию, которую переживают оказавшиеся за бортом. Довольно парадоксально, что партиям на крайне правом флаге удалось получить так много голосов рабочих. Они смогли это сделать, благодаря тому, что изображают из себя партии, выступающие против глобализации, против иммиграции и за благосостояние», — считает Бундт.
Миграционный кризис видео. Недавние события.
Миграционный кризис 2018-02-05