Ваши права: Трудовые права иностранных граждан
Медицинское обеспечение иностранных граждан в России
Среди актов международных организаций, регулирующих вопросы медицинской помощи иностранным мигрантам, можно выделить Конвенции Международной организации труда о работниках-мигрантах № 97 1949 г . и № 118 1962 г . (1) (в странах, участвующих в них, обеспечиваются равные права иностранным мигрантам и собственным гражданам в условиях медицинской помощи и обеспечения в случае болезни) и Международную конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г . (2) (в соответствии с ней трудящиеся-мигранты имеют право на получение любой медицинской помощи, которая «является крайне необходимой для сохранения их жизни или избежание непоправимого ущерба их здоровью» на основе равенства с гражданами соответствующего государства, им нельзя отказывать в такой срочной медицинской помощи в силу каких-либо отклонений, в том, что касается пребывания или занятости).
Ни в одном из этих актов ООН и МОТ Россия не участвует. В то же время в Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы и правоприменительной практика в ряде случаев опирается на нормы и принципы, закрепленные в международных правовых актах, в которых Россия не участвует, но которые признаны и применяются в большинстве развитых стран мира.
Порядок оказания медицинской помощи и права граждан в этой сфере закреплены в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Законе «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ».
Если международным договором не установлен иной порядок, то медицинская помощь иностранцам на территории России оказывается в соответствии с данными законами и специальными (посвященным правилам оказания медпомощи иностранцам) подзаконными актами РФ.
Объем и порядок медицинского обеспечения иностранных лиц зависит от их трудового статуса (работающий, неработающий) и статуса проживания в России (постоянно проживающий, временно находящийся). С учетом имеющегося статуса иностранца в сфере медицинского обеспечения их можно разделить на следующие две группы:
Первая — это работающие иностранцы, которые постоянно или временно проживают в РФ, а также неработающие, но постоянно проживающие в РФ.
Вторая — работающие иностранцы, временно пребывающие в РФ, и неработающие со статусом временного проживания или временного пребывания.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
В данном материале речь пойдет о тех видах медицинской помощи, на которые иностранцы, находящиеся в России, имеют право по закону. Подразумевается, что дополнительные виды и в более высоком объеме медицинские услуги иностранцы могут получить за плату (по договору или полису добровольного медицинского страхования, приобретаемому самим иностранным гражданином, его работодателем, иным лицом, представляющем его интересы).
Перечисленные категории иностранных граждан имеют следующие права в области медицинского обеспечения на территории России (3) :
Первая помощь оказывается до оказания скорой медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Скорая медицинская помощь (4) оказывается при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, медицинскими работниками.
Как стать застрахованным по ОМС. Получение медицинского полиса
Право на медицинскую помощь в системе ОМС имеют застрахованные в ней граждане. Среди иностранцев к застрахованным в ОМС относятся:
· работающие иностранные граждане (кроме временно пребывающих на территории РФ).
Они застрахованы с момента заключения с ними трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). И за них их работодателем уплачиваются взносы на обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Не являются застрахованными по ОМС иностранцы, работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами РФ, а также иностранцы, осуществляющие деятельность за пределами РФ по договорам гражданско-правового характера.
Документом, подтверждающим, что гражданин застрахован в системе ОМС, является полис обязательного медицинского страхования. Он выдается страховой медицинской организацией, с которой работодатель иностранного гражданина заключает договор на осуществление обязательного медицинского страхования в отношении своих работников (5) .
За работающих иностранных граждан полис ОМС может получить представитель работодателя.
Срок действия полисов ОМС ограничен сроком трудовых отношений. При увольнении администрация организации, где трудится иностранный гражданин, обязана получить у него выданный ранее медицинский полис и вернуть его страховой медицинской организации.
В случае утраты полиса по личному заявлению гражданина, поданному в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис, ему выдается дубликат полиса (6) .
· иностранцы – индивидуальные предприниматели.
Если они зарегистрированы в РФ в установленном порядке, то должны уплачивать за себя взносы на обязательное медицинское страхование (размер годового взноса определяется как произведение: минимальный размер оплаты труда х тариф страхового взноса (5,1 % в 2012 году) х 12), а, следовательно, являются застрахованными и подлежат обеспечению по ОМС.
Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ст. 9) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, становятся застрахованными с момента уплаты ими страховых взносов.
Отношения по уплате взносов на ОМС регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Данный закон не содержит каких-либо специальных правил для иностранных предпринимателей, поэтому взносы на обязательное медицинское страхование они уплачивают в том же порядке, что и российские граждане.
Важно отметить, что согласно Закону №212-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательства РФ, не вправе не исполнять обязанность по уплате взносов на ОМС со ссылкой на то, что они не являются индивидуальными предпринимателям.
Предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве плательщика взноса по ОМС в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. После этого нужно заключить договор на осуществление обязательного медицинского страхования и получить полис ОМС, обратившись в страховую медицинскую организацию по месту регистрации.
· иностранные граждане, которые не работают, но постоянно проживают (имеют вид на жительство) в России, а также дети имеющих вид на жительство иностранных граждан и дети, получившие вид на жительство в РФ.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ (7) . Полис ОМС они могут получить в страховой медицинской организации, предварительно обратившись за получением ее координат в районную поликлинику по месту жительства.
Полис ОМС выдается бессрочно, если у иностранца есть вид на жительство.
При невозможности получения полиса ОМС гражданином лично, полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, личного заявления и доверенности на получение полиса ОМС.
В случае утраты полиса по личному заявлению гражданина, поданному в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис, ему выдается дубликат полиса (8) .
Поскольку система обязательного медицинского страхования имеет территориальные особенности, рассмотрим специфику получения полисов ОМС на примере г. Москвы.
Итак, иностранные граждане, работающие на московских предприятиях, предприниматели или имеющие место жительство в г. Москве, должны знать, что согласно Правилам обязательного медицинского страхования населения города Москвы (9) :
· на период оформления полиса ОМС гражданину выдается Лист регистрации заявки на изготовление полиса ОМС, который имеет силу полиса ОМС до момента оформления и выдачи последнего. Все лечебно-профилактические учреждения, работающие в системе ОМС Москвы, оказывают медицинскую помощь в объеме Московской городской программы ОМС лицам, предъявляющим Листы регистрации заявки на изготовление полиса ОМС.
· СМО обязаны ознакомить всех граждан, получающих полис ОМС, с действующей Московской городской программой ОМС, правами застрахованного при получении медицинской помощи, обязанностями страховой медицинской организации и медицинского учреждения в отношении застрахованного, указать адрес страховой медицинской организации, номера телефонов справочно-информационных служб страховой медицинской организации.
· при обращении за медицинской помощью граждане обязаны предъявлять полис ОМС и документ, удостоверяющий личность. Если по тем или иным причинам гражданин не имеет при себе полиса ОМС, он указывает застраховавшую его страховую медицинскую организацию или обращается за подтверждением в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, которые обязаны подтвердить медицинскому учреждению факт страхования в системе ОМС.
Перечень и координаты страховых медицинских организаций, работающих в программе ОМС г. Москвы, можно посмотреть на сайте Московского го городского фонда обязательного медицинского страхования по ссылке: http://www.mgfoms.ru .
Виды помощи, оказываемой по программе ОМС (на примере г. Москвы)
Медицинская помощь в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы обязательного медицинского страхования. Каждый субъект РФ разрабатывает свою территориальную программу ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (10) . Эта программа, в свою очередь, базируется на Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством России (11) .
Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В свою очередь, Территориальная программа оказания гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривает порядок обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (в т.ч. донорской кровью и ее компонентами), которые необходимы для оказания стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи.
В качестве примера можно рассмотреть медицинскую помощь, получаемую по программе ОМС гражданами, проживающими или работающими на территории г. Москвы (12) .
В рамках Московской Программы ОМС застрахованным по ОМС гражданам предоставляется первичная медико-санитарная (в т.ч. неотложная), и специализированная (за исключением высокотехнологичной), медицинская помощь, в следующих случаях:
— инфекционные и паразитарные заболевания (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита);
— болезни эндокринной системы;
— расстройства питания и нарушения обмена веществ;
— болезни нервной системы;
— болезни крови, кроветворных органов;
— отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
— болезни глаза и его придаточного аппарата;
— болезни уха и сосцевидного отростка;
— болезни системы кровообращения;
— болезни органов дыхания;
— болезни органов пищеварения;
— болезни мочеполовой системы;
— болезни кожи и подкожной клетчатки;
— болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
— травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
— врожденные аномалии (пороки развития);
— деформации и хромосомные нарушения;
— беременность, роды, послеродовой период и аборты;
— отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан.
Предоставляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), акушерами-гинекологами, врачами специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом ( 13) .
Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения.
Помощь предоставляется амбулаторно и в стационарах в медицинских организациях, работающих в системе ОМС г. Москвы. При этом плановая стационарная медицинская помощь гражданам, застрахованным по ОМС в г. Москве, предоставляется по направлению амбулаторно-поликлинического учреждения, к которому они прикреплены на медицинское обслуживание (14) . Госпитализация в стационар осуществляется (15) :
— по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
— скорой медицинской помощью;
— при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.
Амбулаторная помощь предоставляется при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная помощь предоставляется в больничных учреждениях и других медицинских организациях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниях:
— при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
— при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;
— при патологии беременности, родах и абортах;
— в период новорожденности.
Права пациентов в системе ОМС (на примере г. Москвы)
В соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования населения г. Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г . № 141-ПП, в ред. от 19.05.2009 № 463-ПП) страховая медицинская организация, выдавшая полис ОМС (указана в полисе), обязана ознакомить всех гражданина с действующей Московской городской программой ОМС, его правами при получении медицинской помощи, обязанностями страховой медицинской организации и медицинского учреждения в отношении гражданина, указать адрес и номера телефонов справочно-информационных служб страховой медицинской организации. Кроме того, гражданин может уточнить у страховой медицинской организации перечень медицинских учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь по полису ОМС (они должны быть указаны в приложении к Договору обязательного медицинского страхования) (16) .
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан и Положением об обеспечении и защите прав граждан при получении медицинской помощи по Московской городской программе обязательного медицинского страхования (утв. решением Правления МГФОМС от 22.05.08 г., Протокол № 2) при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
· выбор врача (с учетом его согласия), а также выбор медицинского учреждения (в соответствии с договором по ОМС):
Помощь на дому оказывается медицинскими работниками учреждений, расположенных на территории фактического проживания граждан.
Реализация права на выбор медицинского учреждения осуществляется на основании письменного заявления на имя главного врача в соответствии с ресурсными возможностями учреждения: мощностью, укомплектованностью медицинскими кадрами (17) .
· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
· проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
· облегчение боли, связанной с заболеваниями и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении;
· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
· отказ от медицинского вмешательства:
· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
· возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
· допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
· допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в т.ч. на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
Медицинское учреждение, оказывающее медицинскую помощь по Московской городской программе ОМС, обязано:
· оказывать застрахованным медицинские услуги надлежащего качества в объеме и на условиях Московской городской программы ОМС в соответствии с разрешенными ему видами медицинской деятельности;
· обеспечить застрахованных медицинской помощью в другом медицинском учреждении, участвующем в реализации Московской городской программы ОМС, при невозможности оказать по медицинским показаниям лечебно-профилактическую помощь (медицинские услуги) необходимого вида, объема;
· информировать застрахованных о перечне, порядке и условиях предоставления медицинских услуг по ОМС.
В случае нарушения прав пациента он может обратиться с жалобой:
· к руководителю или иному должностному лицу медицинского учреждения, в котором ему оказана медицинская помощь;
· в управление здравоохранением соответствующего административного округа г. Москвы;
· в Департамент здравоохранения города Москвы;
· в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС:
Страховая медицинская организация, выдавшая полис ОМС, рассматривает обращения застрахованных в целях обеспечения и защиты их прав на получение медицинской помощи в рамках Московской городской программы ОМС (18) . В случае наличия в заявлении гражданина претензий к организации или качеству оказанной медицинской помощи страховая медицинская организация обязана организовать проведение экспертизы качества медицинской помощи в порядке и сроки, предусмотренные Положением о медико-экономическом контроле объемов и экспертизе качества медицинской помощи, предоставленной по программе ОМС.
При необходимости страховая медицинская организация:
— оказывает обратившемуся к ней гражданину бесплатную юридическую консультацию, разъясняя его права;
— принимает меры для предоставления застрахованным по ОМС отдельных видов медицинской помощи в иных медицинских учреждениях, состоящих с ней в договорных отношениях;
— оказывает содействие застрахованному в оформлении претензии и/или искового заявления.
· в Городскую арбитражную экспертную комиссию (ГАЭК):
ГАЭК рассматривает жалобы в случае, если претензии пациента уже рассматривались страховой медицинской организацией и не были удовлетворены
Обращаться в ГАЭК следует до обращения в суд.
Заявления для передачи в ГАЭК принимаются Московским городским фондом ОМС.
В соответствии с Положением о ГАЭК после вынесения ею решения по претензии гражданина расходы по оплате труда экспертов относятся на счет стороны, признанной ГАЭК проигравшей. В случае признания претензии гражданина необоснованными расходы по оплате труда экспертов относятся на счет Московского городского фонда ОМС. Если после проведения независимой экспертизы на заседании ГАЭК заявитель снимает свои претензии, то расходы по оплате труда экспертов оплачиваются заявителем.
Родовой сертификат – это финансовый документ, в соответствии с которым производится оплата медицинским учреждениям услуг, оказанных женщине в период беременности, родов и послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Система родовых сертификатов введена в России с 2006 года и призвана (путем дополнительного финансирования) стимулировать учреждения здравоохранения на оказание более качественных услуг по медицинской помощи беременным и детям в первый год жизни. Это достигается помимо прочего тем, что по родовым сертификатам не оплачиваются медицинские услуги в случае смерти матери и (или) ребенка в период нахождения в родильном доме, в случае смерти ребенка в период наблюдения в первый год жизни;
Женщины, которые не имеют российского гражданства, но относятся к рассматриваемым в данном разделе категориям иностранных граждан (постоянно или временно проживающие в РФ работающие иностранцы; иностранцы-предприниматели; постоянно проживающие в РФ неработающие иностранцы) имеют право на получение родовых сертификатов (19) .
Родовые сертификаты выдаются и действуют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а если на территории субъекта РФ и муниципального образования нет таковых, то — в иных медицинских организациях, в которых размещен государственный и муниципальный заказ на услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Медицинские организации, оказывающие услуги женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «акушерство и гинекология». Медицинские организации, осуществляющие наблюдение за детьми в первый год жизни, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «педиатрия».
Родовой сертификат состоит из четырех частей:
· талон, предназначенный для оплаты амбулаторно-поликлинической помощь женщинам в период беременности (женской консультации);
· талон, предназначенный для оплаты медицинской помощи в период родов и в послеродовой период в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;
· талон, предназначенный для оплаты услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей за первые шесть месяцев наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;
· талон, предназначенный для оплаты услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей за вторые шесть месяцев наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Для получения родового сертификата необходимо предъявить:
· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
· вид на жительство (для неработающих иностранных граждан);
· полис обязательного медицинского страхования (для работающих иностранных граждан и иностранцев-предпринимателей);
· свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Отсутствие у женщины полиса ОМС, свидетельства обязательного пенсионного страхования не лишает ее права на получение родового сертификата. В этом случае в соответствующих графах талонов родовых сертификатов проставляется отметка о причине отсутствия документов (утрачены, не выдавались и др.).
Родовой сертификат выдается:
1. На этапе наблюдения в женской консультации:
Женской консультацией, осуществляющей наблюдение женщины в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр на сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности — 28 недель) и более. Женщина должна наблюдаться в консультации не менее 12 недель.
Женщинам, наблюдающимся в период беременности в учреждении здравоохранения, не имеющем права выдавать родовые сертификаты, они выдаются женской консультацией по месту жительства женщины.
Если женщина наблюдается в нескольких женских консультациях, оплачиваться по родовому сертификату будут услуги женской консультации, наблюдавшей беременную женщину наиболее длительное время (но не менее 12 недель).
Если женщина до 30 недель беременности наблюдалась в женской консультации на платной основе, а после 30 недель беременности получала услуги бесплатно, то консультация не имеет права на выдачу ей родового сертификата, поскольку период бесплатного наблюдения женщины составит менее 12 недель.
2. На этапе родов:
Если к этому этапу у женщины еще отсутствует родовой сертификат (в том числе по причине преждевременных родов, утраты родового сертификата, в случае если родовой сертификат женщине не выдавался), родильный дом принимает меры к получению родового сертификата на женщину, в том числе через женские консультации. В случае невозможности получения родового сертификата в указанном порядке сертификат выдается родильным домом.
3. На этапе наблюдения ребенка в первый год жизни:
Если на первых двух этапах женщина не получила родовой сертификат, то детская поликлиника, осуществляющая диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка, принимает меры к получению сертификата через женскую консультацию, либо самостоятельно выдается его.
Для получения сертификата ребенок должен быть поставлен на учет в поликлинике в течение первых 3 месяцев жизни.
ВАЖНО! По родовому сертификату деньги на руки женщине не выдаются! Его наличие лишь означает, что при благополучном завершении беременности и протекании первого года жизни ребенка медицинским учреждениям, оказывавшим соответствующие медицинские услуги, государство перечислит определенные средства.
Поэтому следует понимать, что если женщина наблюдалась до родов в платной поликлинике, выбрала родильный дом, оказывающий ей медицинские услуги на платной основе, обслуживается после родов в детской поликлинике за плату, то затраченные средства ни ей, ни медицинскому учреждению по родовому сертификату не возмещаются (20) . Под «платными услугами» подразумеваются как основные, так и дополнительные (например, палата повышенной комфортности) и сервисные медицинские услуги (круглосуточный пост медицинского персонала по желанию женщины).
Этот вид медицинских осмотров касается работающих на законных основаниях в РФ иностранных граждан.
Предварительные и периодические медицинские осмотры являются не только правом граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, но и их обязанностью в соответствии с ТК РФ (ст. 213). Работодатель, в свою очередь, обязан организовать и оплатить за счет собственных средств такие осмотры своих работников.
Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
Периодические медицинские осмотры проводятся в целях охраны здоровья граждан, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, а также выявления общих заболеваний, препятствующих продолжению работы, и профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья работников отдельных профессий, производств и организаций.
Важно! ТК РФ гарантирует, что на время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняется место работы и средний заработок.
Профессиональные медицинские осмотры предусмотрены, в частности:
· для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений — в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
· для работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами – в целях выявления заболеваний, препятствующих продолжению работы, и профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов;
· по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров работников.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры и порядок их проведения утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н и отдельными подзаконными нормативными актами.
Существуют отдельные ограничения к выполнению определенных работ:
1. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в т.ч. связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и медицинских психиатрических противопоказаний для их осуществления утвержден Постановлением Совмина — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г . №377. Правила прохождения такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г . № 695.
2. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые они распространяются, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г . №233.
3. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г . №877 утвержден Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
Кроме того, иностранные работники и потенциальные иностранные работники должны помнить, что российским законодательством установлены требования по отсутствию у них заболеваний наркоманией; инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез); инфекций, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид). Наличие у них таких заболеваний может стать поводом для отказа в выдаче/ аннулирования уже выданного разрешения на работу и документов на проживание в России, а также высылки за пределы страны.
В общем виде права указанных категорий иностранных граждан в области медицинского обеспечения и правила оказания им медицинской помощи регламентированы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г . №546.
Рассмотрим, какие права есть у таких граждан на медицинскую помощь при нахождении на территории России.
Первая помощь оказывается до оказания скорой медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Первая помощь оказывается бесплатно всем лицам, находящимся на территории России.
Скорая медицинская помощь (21) оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, медицинскими работниками при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).
Скорая медицинская помощь предоставляется как на до госпитальном этапе, так и в период госпитализации до устранения угрозы жизни больного.
После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь.
В соответствии с Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ (22) (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г . № 1488) предоставление медицинской помощи иностранным гражданам, временно находящимся в РФ, в рамках медицинского страхования осуществляется в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг, утвержденным Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г . № 315:
· медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
· медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
· транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
· посмертная репатриация (транспортировка) останков.
Плановая медицинская помощь иностранным гражданам из рассматриваемых в данном разделе категорий оказывается на платной основе (23) .
Плановая медицинская помощь оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы жизни. Для ее получения необходимо предоставить необходимую медицинскую документацию (выписки из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований).
Оплачивается она либо самими иностранными гражданами, либо юридическими или физическими лицами, представляющими их интересы.
Перед началом лечения иностранные граждане или лица, представляющие их интересы, должны предоставить гарантийные обязательства по оплате фактической стоимости медицинской помощи и осуществить предоплату лечения в предполагаемом объеме. После завершения лечения в адрес иностранных граждан или лиц, представляющих их интересы, направляется счет за фактически оказанную медицинскую помощь и выписка из истории болезни с указанием проведенных диагностических, лечебных манипуляций, сроков пребывания в стационаре.
Необходимо также учитывать, например, что иностранному гражданину из страны, с которой у России установлен визовый режим, для въезда в Россию с гостевым визитом или в целях осуществления трудовой деятельности (24) требуется приглашение. О выдаче такого приглашения ходатайствует перед соответствующим ведомством приглашающая сторона, которой может быть граждан РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец или юридическое лицо, приглашающее иностранца для частного посещения нашей страны (цель въезда: гостевой визит) или намеревающееся заключить трудовой договор (гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг) с иностранцем (цель въезда: трудовая деятельность). Вместе с ходатайством о выдаче приглашения на въезд иностранцу приглашающая сторона обязана предоставить гарантии (25) материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России. Так, в качестве гарантий медицинского обеспечения иностранца выступает принятие приглашающей стороной обязательств по обеспечению иностранного гражданина на период его пребывания в России страховым медицинским полисом или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи.
Таким образом, можно вести речь о том, что «визовых» иностранцев из категории временно пребывающих в РФ работающих иностранцев и временно проживающих или временно пребывающих неработающих иностранцев, въехавших в Россию по приглашению, приглашающая сторона должна обеспечить денежными средствами или полисами добровольного медицинского страхования, которые могут предусматривать и оплату плановой медицинской помощи и иных медицинских услуг, не включенных в минимальный перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г . №315.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлен иной порядок медицинского обеспечения находящихся в России иностранных граждан, чем тот, который определен российским законодательством, то применяются правила международного договора.
При этом установлено, что международные договоры и соглашения не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в области охраны здоровья, закрепленные российским законодательством .
Из международных соглашений, в которых участвует Россия, можно упомянуть Европейское Соглашение 17 октября 1980 г . о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (26) .
Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, прямо предписывает учитывать нормы международных договоров, заключенных в рамках СНГ, при медицинском обеспечении по обязательному медицинскому страхованию временно находящихся на территории России иностранных граждан.
Постановление Правительства России от 11 декабря 1998 г . № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, и российских граждан при выезде из РФ» предусматривает возможность введения условия об обязательности приобретения медицинских страховок на период пребывания в России иностранными гражданами, въезжающими из стран, которые установили аналогичный порядок в отношении въезда российских граждан на их территорию.
Например, в настоящее время наличие медицинской страховки (полиса) является необходимым условием для въезда на территорию России граждан стран Шенгенской группы (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония).
Граждане из указанных стран, относящиеся к категории постоянно или временно проживающих в РФ работающих иностранцев, иностранцев-предпринимателей и постоянно проживающих в РФ неработающих иностранцев, получают медицинскую помощь по общим правилам, установленным российским законодательством (бесплатная первичная, скорая помощь и помощь в рамках обязательного медицинского страхования, в т.ч. плановая). Сверх того, медицинская помощь предоставляется, если это предусмотрено их медицинским страховым полисом.
Граждане стран Шенгена, не относящиеся к указанным категориям, могут получать бесплатную первую и скорую помощь. В рамках медицинского страхования им оказывается помощь в соответствии с договором медицинского страхования в размере фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг, утвержденным Минздравом России. Медицинская страховка, действительная на весь срок нахождения в Российской Федерации. Иные виды медицинской помощи оказываются на условиях и в объеме, которые определены правилами их медицинской страховки (полиса).
Особенности медицинского обеспечения иностранных граждан отдельных государств могут устанавливаться двусторонними соглашениями (договорами) этих стран с Россией.
В рамках СНГ действуют следующие международные соглашения.
· Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 года (27) .
В данном Соглашении указывается, что медицинское обслуживание иностранных работников (которые постоянно проживают на территории одного государства, а осуществляют свою трудовую деятельность на территории другого) осуществляется за счет работодателя (нанимателя) на одинаковом уровне с гражданами страны трудоустройства. Такую же ссылку содержат и некоторые двусторонние соглашения, заключенные Россией с рядом стран СНГ.
· Соглашение от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств» (28) вместе с Протоколом о механизме реализации Соглашения.
Соглашение предусматривает, что скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания.
Под «государством временного пребывания» подразумевается государство, предоставляющее медицинские услуги пациенту, не являющемуся гражданином этого государства.
С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка (возможность безопасной транспортировки больного определяется клинико-экспертной комиссией лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь), дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.
Протокол о механизме реализации Соглашения предписывает получать от больного и сопровождающего его лица подтверждение согласия на транспортировку. При необходимости транспортировки больного в государство постоянного проживания информация о его состоянии сообщается в посольство и министерство здравоохранения государства, гражданином которого является пациент. В случаях положительного решения полномочными представителями государства, гражданином которого является больной, вопроса о необходимости транспортировки больного средствами санитарной авиации, оплата этой услуги производится за счет государства постоянного проживания или из личных средств пациента. В этих случаях счет за транспортировку больного направляется в министерство здравоохранения соответствующего государства не позднее 10 дней после выписки пациента.
При отсутствии гарантийного обязательства направляющей страны об оплате фактической стоимости плановой медицинской помощи (т.е. гражданин не направлен своим государством в Россию для получения медицинской помощи), то она оказывается после предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения. После лечения производятся окончательные взаиморасчеты по фактическим затратам между лечебным учреждением и пациентом (или юридическим/физическим лицом, представляющим его интересы).
В соответствии с Протоколом о реализации Соглашения гарантийные обязательства об оплате стоимости плановой медицинской помощи могут дать юридические (физические) лица, представляющего интересы пациента.
Одновременно Соглашение допускает, что в отдельных случаях, по договоренности между Россией и страной, чьим гражданином является пациент и в которой постоянно проживает, страдающим тяжелыми заболеваниями иностранным гражданам плановая консультативная и лечебно — диагностическая медицинская помощь может быть оказана на иных условиях.
Согласно Протоколу о реализации Соглашения при невозможности оплаты дальнейшего лечения больного, а также в случаях его недееспособности и отсутствия сопровождающих лиц информация о состоянии больного сообщается в посольство государства постоянного проживания пациента. В случаях положительного решения полномочными представителями государства, гражданином которого является пациент, вопроса о целесообразности продолжения его лечения в государстве временного пребывания, счет за оказанные медицинские услуги направляется в министерство здравоохранения государства постоянного проживания.
Плановая медицинская помощь гражданам, работающим по трудовому договору (контракту) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных договором (контрактом), либо за счет личных средств граждан.
Стоит заметить, что Россия не входит в число стран СНГ, для которых Соглашение вступило в силу (по состоянию на 2009 год). В то же время положения Соглашения об общих правилах медицинского обеспечения иностранцев дублируют нормы, содержащиеся в российском законодательстве. А в части содержащихся в Соглашении исключений из общих правил можно сказать, что российское законодательство не содержит препятствий для их воплощения на практике.
Рассмотрим механизм реализации норм российского законодательства с учетом положений Соглашения на конкретных примерах.
Пример 1. Гражданин Казахстана со статусом временно проживающего в РФ (имеет разрешение на временное проживание), работает на российском предприятии (или у предпринимателя) по трудовому или гражданско-правовому договору.
По российскому законодательству за данного гражданина работодатель должен платить взносы на обязательное медицинское страхование и выдать ему медицинский полис (полис ОМС).
Такой гражданин имеет право как на получение первой и скорой медицинской помощи в ситуациях, угрожающих его жизни, так и на получение помощи (в т.ч. плановой) в рамках системы обязательного медицинского страхования, объем и порядок предоставления которой регулируется территориальной программой ОМС того региона РФ, в котором выдан полис ОМС. Кроме того, такие граждане проходят профессиональные медицинские осмотры, если заняты на определенных видах работ, а граждане женского пола имеют право на получение родового сертификата. Подробно перечисленные виды медицинской помощи описаны в разделе «Медицинское обеспечение постоянно или временно проживающих в РФ работающих иностранцев, иностранцев-предпринимателей и постоянно проживающих в РФ неработающих иностранцев».
Пример 2. При тех же условиях, что и в примере 1, за исключением того, что гражданин временно пребывает в России (т.е. не имеет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание).
Застрахованным по обязательному медицинскому страхованию данный гражданин не является, следовательно, полис ОМС ему не выдается.
Ему может быть бесплатно оказана первая и скорая помощь при состояниях и заболеваниях, угрожающих его жизни или здоровью окружающих, неотложных состояниях в период беременности.
Объем помощи в любом случае не может быть меньше, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг, утвержденным Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г . № 315.
После устранения угрозы жизни больного или здоровью окружающих и установления возможности его безопасной транспортировки оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе (за счет средств самого пациента, его работодателя, если есть с ним договоренность, иного лица представляющего интересы иностранного гражданина, или — как указано в Соглашении — на иных условиях по договоренности между Россией и страной, чьим гражданином является пациент).
При невозможности оплаты дальнейшего лечения больного, а также в случаях его недееспособности и отсутствия сопровождающих лиц информация о состоянии больного сообщается в посольство государства постоянного проживания пациента. В случаях положительного решения вопроса о продолжения его лечения в России, счет за оказанные медицинские услуги направляется в министерство здравоохранения государства постоянного проживания.
При необходимости и возможности безопасной транспортировки больного в государство постоянного проживания информация о его состоянии сообщается в посольство и министерство здравоохранения государства, гражданином которого является пациент. В случаях положительного решения вопроса о необходимости транспортировки больного средствами санитарной авиации, оплата этой услуги производится либо за счет государства постоянного проживания либо из личных средств иностранного гражданина.
· Соглашение от 24 ноября 1998 г . о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи.
Данное Соглашение не изменяет общие правила российского законодательства, касающиеся медицинской помощи иностранцам, а лишь уточняет последовательность действий при оказании гражданам из стран-участниц Соглашения неотложной и скорой медицинской помощи.
Государство постоянного проживания — государство гражданства пациента, в котором он постоянно проживает;
Государство временного пребывания — государство, предоставляющее медицинские услуги пациенту, не являющемуся гражданином этого государства;
Скорая и неотложная медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих.
Скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам договаривающихся стран беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса).
При необходимости транспортировки больного в государство постоянного проживания информация о его состоянии сообщается в посольство и министерство здравоохранения государства, гражданином которого является пациент. Возможность безопасной транспортировки больного определяется клинико-экспертной комиссией или консилиумом специалистов учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь, которая несет ответственность за заключение о транспортабельности больного пациента. Согласие на транспортировку подтверждается больным и сопровождающими его лицами. Возмещение расходов, связанных с транспортировкой больного, осуществляется за счет государства, гражданином которого является пациент.
В случаях продолжения лечения больного в учреждениях здравоохранения государства временного пребывания после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг производится по тарифам или договорным ценам непосредственно пациентом или юридическим (физическим) лицом, представляющим его интересы.
· Соглашение между Россией и Белоруссией от 24 января 2006 г . о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ (29) .
В соответствии с Соглашением равные права с гражданами РФ на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеют:
· граждане Белоруссии, постоянно проживающие в РФ;
· Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней из числа граждан Республики Беларусь.
Следовательно, указанным гражданам Белоруссии (независимо от их трудового статуса) должна предоставляться медицинская помощь в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (30) , которая включает в себя первичную, скорую, в т.ч. специализированную (санитарно-авиационную) и специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинская помощь, а также обеспечение в ряде случаев необходимыми медикаментами.
Медицинская помощь по Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предоставляется как за счет бюджетных средств, так и в рамках системы обязательного медицинского страхования.
Равные права с гражданами РФ на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках обязательного медицинского страхования имеют:
· граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в РФ и работающие в организациях РФ по трудовым договорам.
Следовательно, данной категории белорусских граждан медицинская помощь должна оказываться в объемах, предусмотренных общими правилами оказания медицинской помощи иностранцам из категории постоянно или временно проживающих в РФ работающих иностранцев, иностранцев-предпринимателей и постоянно проживающих в РФ неработающих иностранцев.
Равные права с гражданами РФ на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют:
· граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в РФ.
В Перечень заболеваний, представляющих опасных для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства России от 1 декабря 2004 г . № 715, входят: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит В, гепатит С, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума.
Следовательно, указанные граждане Белоруссии (неработающие) имеют право как на получение медицинской помощи, которая предоставляется по общим правилам российского законодательства иностранцам из категорий временно пребывающих в РФ работающих иностранцев и временно проживающих или временно пребывающих неработающих иностранцев, так и на лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечисленных выше.
Разъяснения о порядке применения данного Соглашения в отношении белорусских граждан, находящихся в России, даёт Минздравсоцразвития России в Письме от 18 апреля 2008 г . № 2854-РХ:
«Граждане Республики Беларусь (постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, временно пребывающие в Российской Федерации), зарегистрированные по месту жительства в соответствии с действующим законодательством, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования.
За работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам граждан Республики Беларусь производятся отчисления взносов на обязательное медицинское страхование.
За неработающих граждан Республики Беларусь платежи на обязательное медицинское страхование осуществляют субъекты Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы эти граждане.
Реализация Соглашения в части оказания медицинской помощи неработающим гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным на территории субъекта РФ, будет осуществляться в пределах средств, утверждаемых на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Гражданам Республики Беларусь, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, полисы выдаются страховыми медицинскими организациями, застраховавшими этих граждан, по предъявлении паспорта и документа, подтверждающего регистрацию по месту проживания (пребывания).
Лицам в возрасте до 14 лет полисы обязательного медицинского страхования выдаются при предъявлении свидетельства о рождении и документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или пребывания одного из родителей или опекунов.
Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, в пределах квот для субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован гражданин Республики Беларусь.»
(3) Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г . № 546).
(4) Порядок оказания скорой медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179.
(5) « Правила обязательного медицинского страхования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н ).
(6) Пункт 55 «Правил обязательного медицинского страхования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н)
(7) Согласно Закону РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
(8) Пункт 55 Правил обязательного медицинского страхования (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н).
(9) Утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г . № 141-ПП с изменениями от 25 ноября 2003 г ., 19 мая 2009 г .
(10) Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и « Правила обязательного медицинского страхования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н ).
(11) В 2012 году действует Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (утв. Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 ).
(12) См. Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2011 г . № 661-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год»
(13) Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 № 487.
(14) Порядок и условия предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС можно уточнить на сайте Московского городского фонда ОМС http://www.mgfoms.ru или в самом фонде.
(15) Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 № 487).
(16) Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 11 октября 1993 г . № 1018.
(17) Порядок и условия предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС (Приложение к приказу Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского фонда ОМС от 14 ноября 2008 г . № 931/131).
(18) Порядок и условия предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС (утв. Приказом департамента здравоохранения г. Москвы и МГФОМС от 11.10.2010 г. №1794/130).
(19) См. также Письмо ФСС РФ от 13 января 2006 г . № 02-18/07-201 и Письмо Минздравсоцразвития России от 3 марта 2006 г . № 1043-ВС.
(20) См. также Письмо Минздравсоцразвития России от 3 марта 2006 г . № 1043-ВС и Письмо ФСС РФ от 1 февраля 2008 г . № 02-18/07-791.
(21) Порядок оказания скорой медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179.
(22) Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г . № 1488 не относит к временно находящимся в РФ иностранным гражданам лиц, находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ; пребывающих в РФ с официальным визитом; находящихся в РФ по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ.
(23) Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г . № 546.
(24) Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г . № 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
(25) Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г . № 167 «Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ».
(26) Соглашение вступило в силу для России 1 ноября 1991 г .
(27) Статус Соглашения см. на интернет-сайте Исполнительного комитета СНГ ( http://www.cis.minsk.by ) в разделе «Документы».
(28) Вступило в силу для Таджикистана, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии.
(29) См. также Письмо Минздравсоцразвития России от 24 октября 2008 г . № 10-4/54705-14-ВС «Об оказании медицинской помощи иностранным гражданам» и Письмо Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2008 г . № 2854-РХ «Информацию об организации медицинского обслуживания граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих в субъектах Российской Федерации».
(30) Программа на 2010 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г . № 811.