Существовал ли матриархат или это всего лишь предполагаемая форма устройства общества? Современная наука категорично заявляет: социума, в котором женщины главенствовали над мужчинами — никогда не было. Но откуда взялась сама идея матриархата, и были ли какие-то у этой гипотезы реальные исторические предпосылки?
Мифы древних народов
Действительно, существует множество народных преданий и мифов, рассказывающих нам об обществах, где всем управляли женщины. Один из самых расхожих в мировой культуре — миф об Амазонках, народе, состоящем исключительно из женщин-воительниц. Такое общество походило скорее на матриархат в своей крайней форме, ведь среди амазонок не было мужчин совсем — сыновей они убивали, а для размножения совершали военные набеги на мужские поселения.
Матрилинейность
Матрилинейность или иными словами права наследования титула, фамилии или материального состояния исключительно женщинами. Такая форма организации характерна для обществ или народов (племен) с первобытным строем, например многих аборигенов Австралии и части индейцев Америки. Однако, матрилинейность не означает полноправного установления матриархата, так как основная власть все равно находится в руках мужчин, право наследования по материнской линии лишь укрепляет единство коллектива, осознающих себя кровными родственниками по матери.
Минойская религия
Яркий след матриархального отголоска оставила в мировой культуре Минойская цивилизация, так называемая эпоха бронзового века. Центральным божеством считалась богиня-матерь, которой поклонялись женщины-жрицы, то есть главенствующее место в обществе отводилось женщине. Однако, все это является лишь частью научной гипотезы, так как не осталось серьезных историко-археологических находок, а сама минойская цивилизация была стерта с лица земли природными катастрофами. До нас дошли лишь некоторые артефакты: статуэтки женщин, фрески и вазы 17 века до н.э., о предназначении которых мы можем строить множество догадок.
Полиандрия или многомужество
Полиандрический брак часто принято рассматривать как форму матриархального общества. Действительно, отличительный признак — господство и власть женщин, и может показаться, что наличие нескольких мужей — показатель ее статусности и высокого положения в обществе. В реальности, напротив, народы, которые практикуют многомужество (таких, конечно же, немного) вынуждены так организовывать свою жизнь из-за тяжелых природных условий.
В районах Северной Индии, горного Китая, Тибета полиандрия существовала и существует с давних времен. Такая традиция позволяет не только увеличить рождаемость и выживаемость каждого ребенка, но и закрепляет за одной семьей большой участок плодородной земли (которая в горных районах является большой редкостью). Главное занятие — скотоводство, где также требуется мужская сила и выносливость, вот почему наличие в одной семье большого числа мужчин предпочтительнее, чем женщин.
Получается, что многомужество в меньшей степени влияет на социальное место женщины, а в большей степени удовлетворяет первичные потребности в безопасности и пропитании. Более того, с точки зрения религиозных верований, например у малых этносов Индии, традиционно практикующих многомужество, женщина не может прикасаться к сакральному животному, не может пересекать дорогу в том месте, где проходили коровы. Все это указывает на ограниченность прав и невысокое социальное положение женщины в таком обществе.
Исследования ученых
Непосредственно на вопрос о существовании матриархата или, как его еще принято называть гинекократии, мировая наука давала неоднозначные ответы в разные века. Основная идея 19 века: по мере развития общества роль женщины постоянно снижалась, значит, и на заре европейской цивилизации, в античном обществе, власть женщины была наибольшей. Сама по себе теория не подкрепляется достаточными историко-археологическими находками, однако получила широкое распространение среди мыслителей того времени.
Середина 19 — начало 20 века период больших революционных открытий — эволюционная теория Дарвина, философия Юнга, труды по коммунизму Энгельса и Маркса. Идея того, что женщина когда-то главенствовала над мужчинами, нашла своих сторонников и отлично вписывалась в общую тенденцию трансформации общества: наряду с марксизмом, философией анархии, научным атеизмом появляется феминизм.
Что говорят современные ученые?
У первобытных народов власть женщин сводилась в основном к их детородной функции, поэтому все языческие богини-женщины отвечали за плодородие. Даже сейчас мы наследуем от наших древних предков образ Праматери, которая закрепилась в народной культуре и языке представлениями о Земле, Природе и Весне именно как заботливой женщине, девушке, дающей нам пропитание.
Институт полиандрии, матрилинейность и различные фольклорные предания (мифы, легенды и обряды), все это отголоски первобытных обществ, которые считали женщину исключительно продолжательницей рода и отводили ей в социуме соответствующую функцию.
Непосредственно матриархата и господства женщин над мужчинами, по мнению современных ученых, никогда не существовала, это лишь теоретически возможная форма жизни, придуманная по аналогии с патриархатом. Однако патриархальный уклад жизни, прочно укоренился в нашей жизни, чему способствовали и монотеистические религии, и традиционное общество с его во многом патриархальными ценностями.
Борьба женщин за равные права существенно повлияла как на жизнь отдельной семьи, так и на положительные изменения в государственной сфере и экономики. Золотая середина достигнута и будут ли еще происходить коренные переломы в обществе — покажет время.
Источник