Из новинок прошлой недели сложно обойти «Аванпост» — отечественный киберфантастический боевик о том, что может ожидать нас в недалеком будущем. Почти трехчасовой фильм от создателей «Гоголя» со звездным актерским составом и большим бюджетом громко заявил о себе еще до официальной премьеры, однако оказался слишком тяжеловесным, чтобы успешно добраться до второй недели проката. Тем не менее несправедливо считать фильм провалившимся: несмотря на серьезность и пафос, которого здесь на порядок меньше, чем, например, в «Притяжении» Федора Бондарчука, «Аванпост» скроен довольно ладно и даже слишком продуманно.
Действие разворачивается приблизительно в Москве 2030-х: по городу уже летают дроны-курьеры, но война в Сирии закончилась не так давно. Кажется, что в столице всегда ночь, как в мрачном Лос-Анджелесе Ридли Скотта в «Бегущем по лезвию». Москвичи так бы и жили дальше беззаботной ночной жизнью, если бы не было объявлено чрезвычайное положение. По федеральному каналу сообщили, что связь со всем остальным миром прервана, электричество везде отключено и миллионы людей числятся пропавшими. В так называемом Круге жизни осталась лишь Москва, Финляндия и некоторые страны постсоветского пространства. Вся территория за Кругом стала карантинной зоной, в которой начали происходить странные события. Разобраться в происходящем необходимо военным, собравшимся на одном из аванпостов в Кировской области. Там оказывается контрактник Олег (Алексей Чадов), чей брат погиб в Сирии, неоднозначный и агрессивный Юра (Петр Федоров), который вскоре получит кличку Машина для убийства, врач Алена (Лукерья Ильяшенко) и хрупкая военная корреспондентка Оля (Светлана Иванова) — ратующая за справедливость девушка с комплексом жертвы.
Ни майор, ни его солдаты не имеют понятия, против кого ведут войну. В результате кровопролитной разведывательной операции в Кирове стало понятно, что на них надвигаются многотысячные толпы вооруженных людей, которые готовы биться без устали. О том, что здесь замешаны какие-то инопланетные силы, станет понятно позже, когда угроза будет неминуема.
С излишней прямолинейностью фильм транслирует идею, что насилие извратило человечество, которое за тысячи лет существования научилось лишь уничтожать. Ведутся бессмысленные войны, агрессия распространяется как вирус, телевидение рассказывает только фейковые новости. Будущее России, которое рисует «Аванпост», антиутопично еще до самой катастрофы и образования Круга жизни. Поэтому то, что происходит потом, кажется единственно логичным развитием событий. Поражает лишь количество жертв, которыми будут усеяны улицы Кирова. Военные подразделения быстро и без доли сожаления расправляются с нападающими на них толпами. Война — их работа и обязанность, к чему разбираться, кто есть враг и чего он хочет?
«Аванпост», на две трети состоящий из довольно энергичных сцен перестрелок, которые сопровождает такая же бодрая музыка Майка Шиноды из группы Linkin Park, хочет казаться фильмом пацифистским, рефлексирующим о Третьей мировой войне. Выжившим героям, осознавшим свою ответственность за будущее человечества, все же придется бросить оружие в нужный момент. Но не поздно ли это произойдет — вопрос открытый, как и финал фильма. Такой пацифистский посыл не выглядел бы неуместно, если бы фильм не был спонсирован Министерством обороны, которое, по словам режиссера Егора Баранова, само вышло на создателей картины и предложило им сотрудничество. Предоставило танки и бронетранспортеры, проконсультировало, как надлежит действовать армии в чрезвычайной ситуации, и все ради того, чтобы это сработало на положительный имидж армии. По факту, эта помощь и особое упоминание в титрах не вызывают доверия у зрителя и заставляют наблюдать за происходящим на экране с долей иронии.
Пока все остальные негодовали и предлагали снять свой «Чернобыль», Баранов сделал отечественную фантастику в духе «Черного зеркала». Британский сериал уже рассуждал на тему геноцида и пропаганды насилия в эпизоде "Никто не хотел убивать", который тематически резонирует с «Аванпостом». За главного поборника войны и насилия здесь выступает герой Федорова, в котором война пробуждает самые низменные мысли и желания. Однако злодеем он почему-то не выглядит. Да и другие герои особо не склонны к проявлению сожаления или любви. Поэтому идея о миролюбии и предотвращении всеобщей ненависти, увы, не считывается, как бы создатели не старались сделать ее центральной. Да и как она может считаться, если даже самому чуткому и понимающему персонажу не чужда жажда мести, если даже он может взяться за оружие?