При локализации новая картина с Марго Робби споткнулась, сделала кульбит и превратилась из безобидной «Конечной» в вызывающую недоумение «Конченую», что дало повод говорить о ней и изощренной фантазии прокатчиков задолго до премьеры. Правда, безобидной лента была лишь относительно. Трейлер обещал нам неоновый треш, в эпицентре которого оказалась очередная ипостась безумной Харли Квинн. На выходе фильм заигрывал и с неоном, и с нуаром, но драйва не показал, вызвав у зрителя лишь судорожное зевание.
Режиссер Вон Стайн — дебютант в полном метре. За плечами у него одна нерезонансная короткометражка, которую могли видеть разве что отпетые киноманы. Среди продюсеров ленты, а их в списке человек двадцать, значится и сама Робби. Это, возможно, и смутило режиссера-новичка, который побоялся требовать от своей главной звезды-продюсера внятной игры. И в итоге довольствовался теми актерскими крохами, которые Марго Робби оставила от других своих ролей и решила использовать здесь. Но об этом после. Пока перед нами картина, жанр которой заявлен создателями, как неонуар. Что здесь от нуара, а что от «нео-», будем разбираться.
Для крепкого нуара и его поздней, более мрачной и кровавой волны — неонуара, характерен определенный, штампованный набор персонажей. И если для многих других жанров, особенно фильмов ужасов и детективов, где хочется новизны и эффекта неожиданности, любое клиширование пагубно, то для нуара такой подход сродни бочковой выдержке виски и является залогом успеха.
Так вот, в любом нуаре всегда есть он — сильно пьющий скептик, одиночка, любитель пофилософствовать между стаканами, некая устойчивая величина, которая становится магнитом для всех виражей сценария. Она там тоже есть, но как непреодолимое влечение героя, его фам фаталь, неотвратимый рок на пути к смерти. В этой картине скелет нуара решили перебрать, выкинули лишние косточки и вместо позвоночника несущим в конструкции сделали ребро.
В центре оказалась женщина, та самая фам фаталь, а за отсутствующего героя пришлось отдуваться горстке мужских особей, которые по включенности в сюжет даже все вместе не перевесили главную героиню. Так что нуар получился не по канону и, положа руку на сердце, не выиграл от этого. Слишком много потребовалось от героини, и слишком мало позволили мужским персонажам.
Еще одна роковая сила картины — локация. И здесь можно поплакать о названии. Терминал, или конечная, — то место, где встречаются все наши герои-мотыльки, летящие на свет вывесок. Одни ищут здесь смерть, другие не ищут, но все равно находят. Это ночная станция, где неприкаянных пассажиров поджидают с ножом, а единственным круглосуточным заведением становится обшарпанная, будто выписанная сюда из американских хорроров закусочная, где и царит Марго Робби в качестве словоохотливой и сладострастной официантки.
Поначалу созданный Стайном безымянный город манит, обещает мистификацию и порок, но на деле неоновые огни мигают, как лампочка, готовая вот-вот перегореть. За фасадом не оказывается самого здания. Перед нами обманка: фанера да картон. Нет здесь, как в приличном нуаре, ни манящих густой темнотой подворотен, ни по-настоящему падших женщин, ни мужчин, готовых быть выпотрошенными ради их улыбок. Весь фильм как декорации, в которые приходят, садятся, говорят, стараются наполнить их чем-то смешным, умным или просто дать толчок буксующему сюжету. Но они все равно не оживают.
С первых кадров со зрителем будто играют в ассоциации: угадай цитату, вспомни кадр, оцени диалог, узнай антураж. Отсылки возникает так резко и в таком количестве, что цитирование ранее снятого приобретает черты фанатского подражания — это в лучшем случае, а в худшем — походит на нечистоплотное подворовывание чужих идей.
Вся картина кишит фирменными находками других режиссеров, как безразмерный цилиндр фокусника, откуда торчат уши целой дюжины кроликов. Потянешь за одни — вытянешь тарантиновскую тарабарщину, на которой говорили гангстеры его ранних лент, за вторые — обнаружишь столь узнаваемый зловонный город, сошедший с графических романов Фрэнка Миллера, уши третьего кролика выдают уличный лондонский акцент комичных персонажей Гая Ричи. Но столь щедрое донорство фильм не спасает, он все равно остается пресным.
И это несмотря на то, что «Конченая» — фантазия на тему кэрроловской Алисы. Поначалу лишь намеками, потом все отчетливее фильм приобретает черты сказочного сюрреализма. Героиня как искомый белый кролик, за хвостиком которого следуют в нору герои. Но на фоне кэрроловского гения, сумевшего создать почву, на которой вот уже сто лет топчутся потомки, творение Стайна выглядит беспомощно. Как он ни старается, затягивая сцены, картинно рассаживая персонажей, сгущая фиолетовые сумерки, но плавного перехода от реальности к миру грез не происходит, вместо этого накатывает непреодолимая дрема.
Впрочем, все еще можно было исправить. Если бы Марго Робби отыграла свою роль, столь важную, блестяще. Но на экране искрилась лишь ее зеленая подводка. Этот фильм заставляет усомниться в профпригодности актрисы. Она, конечно, была хороша. Но исключительно на стоп-кадре. И если костюм Харли Квинн сидел как влитой, то здесь одежда явно переигрывала саму Марго. Она словно маленькая девочка, которая добралась до маминого гардероба и настолько этому рада, что забывает менять мимику, стараться удержать кадр, создать симбиоз с партнером. В статике, когда она облачена в алое пальто, хищно смотрит на гангстеров за столиком или улыбается одними глазами с сумасшедшинкой, персонаж живет. Но как только надо передать напряжение, эмоцию, все опять становится мертвым, плоским, как раскадровка фильма.
Обидно, что партнеры ей достались удачные, и все, как по команде, играли отменно. Саймон Пегг, который до конца сумел пронести загадку своего персонажа, Майк Майерс — его узнаешь сразу и с радостью, так давно он нигде не появлялся. Но развязка становится большой оплеухой — заезженная, банальная, попросту неприятная. И уже жалко Майерса, вернувшегося именно в этой роли, и стараний его коллег, которые, несмотря на шутейный тон всего предприятия, отнеслись к картине серьезно. В памяти зрителей «Конченая» останется как курьезный ляп локализаторов, на большее она, к сожалению, не претендует.