© РИА Новости / Ольга ГоловкоКаспийское море. Архивное фото
Конвенция по правовому статусу Каспийского моря, которая, как ожидается, будет принята лидерами «прикаспийской пятерки» на саммите в Актау, четко фиксирует принципы развития странами военно-морских сил, причем интересы России также будут учтены, заявил замглавы МИД РФ Григорий Карасин.
Президенты пяти прибрежных государств встретятся 12 августа в Актау (Казахстан) на пятом каспийском саммите, чтобы подвести итог многолетних переговоров по определению правового статуса Каспийского моря. Как ожидается, основным итоговым документом саммита должна стать конвенция о правовом статусе Каспийского моря.
Карасин в интервью газете «Коммерсант» отметил, что он не согласен с утверждением, что только Россия активно разворачивает свои военные силы на Каспии.
«Не соглашусь, что Россия проявляет здесь большую активность по сравнению с другими странами. Все наши партнеры по Каспию энергично развивают свои военно-морские силы. И в конвенции мы условились четко зафиксировать общие принципы в этом вопросе», — отметил замглавы МИД РФ.
По его словам, интересы России учитываются в полном объеме. «Предусмотренный режим гарантирует свободу развития ВМС, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве. Устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности», — сказал он.
«Исключительная прерогатива прикаспийских государств в обеспечении безопасности в Каспийском бассейне дополнительно закрепляется протоколами к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии 2010 года, которые также будут подписаны на саммите в Актау: о совместной борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о плотном взаимодействии береговых охран пяти стран», — сказал Карасин.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркмении — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Источник