Киномастерская Стивена Найта. Шесть советов от создателя «Острых козырьков» | IiNews

Британский сценарист и режиссер Стивен Найт известен сегодня в первую очередь как создатель успешной криминальной саги «Острые козырьки», ставшей феноменом не только в Великобритании, но и по всему миру. Стивен принимал участие в написании каждого эпизода на протяжении четырех сезонов, а также в долгожданном пятом. То же самое можно сказать и о драме «Табу» с Томом Харди, поклонники которой с нетерпением ждут продолжения.

Первые шаги к славе он сделал как один из создателей британской версии игры «Кто хочет стать миллионером» в 1998 году. После нее Найт лихо ворвался в тусовку сценаристов, и уже за свою вторую работу на этом поприще — историю фильма «Грязные прелести» — получил номинацию на «Оскар». С тех пор имя Найта мелькало на экранах в титрах к таким кинолентам, как «Порок на экспорт», «Пряности и страсти», «Союзники» и «Девушка, которая застряла в паутине». Кроме того, в картинах «Эффект колибри», «Лок» и «Море соблазна» он выступил не только сценаристом, но и режиссером.

Имея столь обширный и разнообразный опыт за плечами, Стивен Найт щедро делится своей профессиональной мудростью, которую нажил за годы плодотворной работы. Вот несколько советов тем, кто мечтает преуспеть в сценарном искусстве, от человека, который знает толк в сторителлинге.

Вдохновляйтесь жизнью, а не другим кино

«Лок» — самая известная на сегодняшний день работа Найта-режиссера, в которой на протяжении всего хронометража Том Харди просто едет один за рулем по ночной дороге. Рассказывая об этой ленте, фильммейкер понял удивительную (в первую очередь для себя) вещь: он не смотрит много фильмов. Когда его попросили охарактеризовать основные тенденции современного кино, Стивен Найт признался, что киноман из него так себе. Более того, подобная позиция — осознанный выбор: «Я часто прихожу к выводу, что получается некий замкнутый круг, когда говоришь с кем-то о фильме, а тебе отвечают, оперируя выражениями и цитатами из других фильмов. А я бы хотел все-таки вернуться к кино, сюжет которого взят из реальной жизни, а не из другого кино».

Актеры любят вызовы

Хоть Стивен Найт известен в основном как сценарист, несколько раз ему доводилось руководить съемочным процессом. Во время создания своего фильма «Лок» режиссер разработал и применил довольно специфический подход: пять дней репетиций, а затем ночные съемки, во время которых, вместо того чтобы снимать отдельные сцены дубль за дублем и просить актеров по-разному пробовать играть свои роли, они прогоняли всю картину целиком каждую ночь, снимая все это с трех ракурсов.

Когда Стивена спросили, всегда ли он придерживается подобного подхода к режиссуре, он ответил: «Зависит от ситуации. Например, возьмем «Эффект колибри. Персонаж Джейсона Стэйтема, очевидно, является экшен-героем, его дело — прыгать, стрелять и кричать. Мы с ним хорошенько проговорили сценарий, обсудили мотивы, чувства и слова, и наш супермен проникся духом нетипичного, в общем-то, для него фильма. Для него подобный вдумчивый подход стал настоящим откровением, и он очень точно попал в своего героя. Обычно все актеры любят делать то, чего раньше не делали, и Стэйтем с радостью принял вызов. Весь процесс кинопроизводства может быть хаотичным, но если подойти к нему с энтузиазмом и душой, все получится».

Если сам не ставишь кино по своему сценарию, то и не вмешивайся в процесс съемок

У сценаристов-режиссеров могут быть разные подходы. Одни лишь изредка ставят фильмы, совмещая это с написанием сценария. Другие прочно закрепились в режиссуре и делают это регулярно. Найт считает себя в первую очередь сценаристом, хотя и признает, что режиссура, при всей своей стрессовости, все-таки очень увлекательный процесс. В фильме «Женщина идет впереди» с Джессикой Честейн он написал сценарий, а режиссером выступила Сюзанна Уайт. На вопрос, присутствовал ли он на съемках, Стивен Найт уверенно ответил: «Ни минуты». И это касается всех фильмов по его сценариям, где он не сидит в режиссерском кресле. «Если вы появляетесь на съемках лишь раз в неделю, то этого и недостаточно, и одновременно слишком много. Понимаете, нельзя изредка нагрянуть, высказать свои ценные комментарии и снова исчезнуть на несколько дней. Мое мнение, как сценариста, таково: лучше всего, если ты просто оставишь режиссера в покое. С маленькой оговоркой — можно попросить его относиться к моему сценарию бережно и проконсультироваться со мной, если он вдруг захочет что-то в нем изменить», — пояснил фильммейкер.

Не меняйте настроение фильма по ходу съемок

Взявшись за «Лока», Стивен Найт сильно рисковал, потому что кино для одного актера — это, мягко говоря, весьма специфическая жанровая ниша. Рассуждая об этой драме, режиссер высказал свои соображения, которые применимы ко всему кинопроизводству в целом: если вы с самого начала фильма устанавливаете некие правила и законы, не стоит их нарушать. «Думаю, если в процессе вы вдруг решите изменить установленную формулу или настроение, у вас могут возникнуть проблемы. Однажды, когда мы решили, что Лок просто едет на машине, я вроде как настоял, чтобы мы не отвлекались ни на что другое, кроме дороги. Я не хотел ничего лишнего, что увело бы повествование в сторону. Создав зрителям атмосферу и настроение, в нашем случае — настроение человека в пути, не позволяйте им соскочить с крючка. Если вы все сделаете правильно, получится замечательно. Том Харди за рулем, а вы словно едете с ним рядом на пассажирском сидении и видите то же, что и он, и всем хорошо».

Помещайте узнаваемых персонажей в нетипичные для них ситуации

Говоря о двух своих самых масштабных и успешных драматических сериалах — «Острые козырьки» и «Табу» — Стивен Найт отметил, что хоть обе работы и являются в некотором смысле историческими, все же они не только про Лондон 1814 года или Бирмингем после Первой мировой войны. Режиссер делает главный упор не на мир лондонской аристократии или послевоенный промышленный Бирмингем, что было бы вполне ожидаемо, а на менее стереотипные, темные и мрачные жизненные аспекты того периода, а также на мысли, ощущения и поступки героев, живущих в то время. Он говорит: «Я думаю, зрителям нравится смотреть на персонажей, которых можно как-то идентифицировать, но в нетипичной для них обстановке. Подобный диссонанс безусловно присутствует в обоих сериалах, и есть в этом некая интрига, напряжение, но есть и легко узнаваемые признаки эпохи. В общем, это как играть в видеоигру с немного измененными настройками: все вроде как обычно, но все же немного непривычно и по-новому, а потому интересно».

Беритесь за истории, которые еще никто не рассказывал

Речь снова о преимуществах жанра альтернативной исторической драмы, когда повествование немного сворачивает с общепринятого избитого пути. По мнению Стивена Найта, правдивые истории хороши всегда, ведь они бывают довольно странными и невероятными, иногда даже фантастичнее любого вымысла: «Но лучше всего браться за реальные истории, которые еще никто не рассказывал. Это так здорово — создавать мир, которого еще не было на экране, о котором пока никто не знает. Всегда интересно иметь дело с историческим периодом или сюжетом, про который никто не рассказывал. Похоже на прогулку по свежевыпавшему снегу — там нет ничьих следов, ты первый».

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !