«Это одна из самых масштабных финансовых пирамид, которую мы выявили за последние годы, она развернула свою деятельность во многих регионах, практически по всей стране», — отмечает Лях. По экспертным оценкам, которые приводит глава департамента ЦБ, «Кэшбери» удалось привлечь в свой проект несколько десятков тысяч человек. Причем в последнее время компания рекламирует себя все более активно, стараясь вовлечь как можно больше граждан, подчеркнул Лях.
Все эти факты были установлены сотрудниками Банка России в результате работы по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке. «Мы считаем необходимым предупредить граждан о рисках, связанных с вложением денег в этот «проект», чтобы уменьшить их возможный ущерб», — отмечается в сообщении ЦБ.
Банк России передает информацию правоохранителям о нарушениях, как только удается установить или подтвердить факты, которые свидетельствуют о наличии в деятельности организации признаков финансовой пирамиды, уточнил в ответ на запрос РБК Валерий Лях. При этом проверяются все проекты, в отношении которых есть такие сигналы (это могут быть как обращения граждан, так и агрессивная реклама в СМИ или соцсетях). В случае «Кэшбери» ЦБ получал сообщения о том, что деятельность компании «масштабировалась» по разным каналам, «в том числе от коллег в регионах», добавил директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ.
Никаких шансов на возмещение
Схемы, подобные тем, какими руководствовалась «Кэшбери», или придумываются изначально с целью мошенничества, или же собственники приходят к ним из-за неудач в бизнесе, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. По его словам, в первом случае, как правило, на руководящие должности сразу назначаются только номинальные люди, а реальные собственники скрываются в тени. Во втором случае собственники пытаются хищение скрыть за обычной хозяйственной деятельностью. Схемы вывода денег основываются на длинной цепочке различных юрисдикций, чтобы затруднить в дальнейшем правоохранительным органам и кредиторам поиск конечного бенефициара, отмечает Фаткин. К ответственности для начала привлекут руководителей компании и собственников, и если они будут давать показания, то правоохранительные органы смогут выйти и на реальных бенефициаров, рассуждает юрист. К ответственности могут привлечь управленцев, которые не были в штате, но организовывали работу пирамиды: даже если конечный собственник не находится в России, то в России могли действовать его представители, которые инкассировали и выдавали деньги, вели переговоры с клиентами, говорит Фаткин.
Как правило, в полном объеме возместить финансовый ущерб не удается вкладчикам ни одной пирамиды, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и Партнеры» Дмитрий Горбунов. Высокий уровень защиты конечных бенефициаров пирамид, обусловленный их анонимностью и, наоборот, крайне низкий — для лиц, инвестирующих в них, — это проблема, которую сложно решить, подчеркивает он. По словам Горбунова, в теории жертвы пирамид могут обратиться в ЦБ или в Росфинмониторинг — такое обращение может быть действенным с точки зрения пресечения дальнейшей незаконной деятельности организации и привлечения ее бенефициаров к уголовной ответственности. Однако это никак не поможет инвесторам компенсировать убытки. Можно подать иск в адрес организации или ее бенефициаров, но на счетах пирамид, как правило, не оказывается средств даже для частичного покрытия убытков, добавляет юрист.
Основатель Кэшбери Артур Варданян и другие ключевые фигуры
Одной из отличительных особенностей проекта Cashbery является тот факт, что его основатели не скрывают своих личностей. Их лица не только расположены на официальном сайте cashbery.com, но и их можно найти в социальных сетях. Среди ключевых фигур стоит выделить:
Артур Варданян — основатель компании Кэшбери. Ранее он работал в одном из крупнейших банков России – ВТБ24. Его профиль можно найти в социальной сети Вконтакте;
Роман Алексеев — директор ООО Кэшбери и ее учредитель. Имеет большой опыт работы на руководящей должности и в сфере финансов;
Марек Новак — руководитель IT отдела;
Ирина Русакова — директор по маркетингу.
Источник